УДК 377.5, 377.131.14

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ СРЕДНЕ-СПЕЦИАЛЬНОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Китаев Константин Альбертович
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Башкортостан Уфимский колледж библиотечного дела и массовых коммуникаций
преподаватель

Аннотация
В статье рассматриваются особенности внедрения социальных и экологических студенческих проектов в сфере средне-специального гуманитарного образования.

Ключевые слова: библиотечное дело, массовые коммуникации, проектная деятельность в образовании, социальная реклама, социальные проекты

Kitaev Konstantin Albertovich
State budget educational institution of secondary education of the Republic of Bashkortostan Ufa College of Library and Mass Communications
teacher

Библиографическая ссылка на статью:
Китаев К.А. Особенности внедрения социальных и экологических студенческих проектов в сфере средне-специального гуманитарного образования // Современная педагогика. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/04/1771 (дата обращения: 29.05.2017).

Введение.

В последнее время возрастают требования к образованию со стороны общества, что находит отражение в новых федеральных государственных стандартах. В первую очередь делается акцент на создание общих и профессиональных компетенций, которые являются насущно необходимыми в современном мире. Одним из основных направлений научно-методической и педагогической деятельности является создание базы для разработки студентами проектной работы. Студенческие проекты должны не только отражать требования стандартов, но и иметь содержание, актуальное современным требованиям общества. Такое содержание обеспечивается выполнением студентами проектов социальной и экологической направленности. Особенностью гуманитарного образования в области библиотечного дела и массовых коммуникаций является акцентированность обучения на новых информационных технологиях и средствах общения людей. Это затрагивает не только профессиональные инструменты общения и получения информации, но и бытовые, досуговые средства. Конечно, современное общество становится все более интернетоориентированным. За последние годы число пользователей интернета в нашей стране возросло более чем в 10 раз. Это связано не только с развитием технологий, но и с осознанием обществом необходимости всеобщей информационной системы.

Значение социальных и экологических проектов.

Впоследнеевремяпоступаетинформацияопроведенииконкурсовсоциальныхпроектов,напримерконкурс«Социальныйфорум2012»[1]отУфимскогофилиалаРоссийскогогосударственногосоциальногоуниверситетаивсероссийскийконкурс«МОЯСТРАНАМОЯРОССИЯ»[2], а также проектов экологической рекламы, например «Про отходы»[3]. Организаторы этих конкурсов подчеркивают их значимость и актуальность для образования, стремятся вовлечь как можно больше студентов из разных учебных заведений.

Этиконкурсыпроводятсясцельюпривлечениястудентовкзанятиюнаучно-исследовательскойдеятельностью,развитияихтворческихнавыков,повышениесоциальнойзначимостиикачестваобразования,улучшениясоциальнойсферыиэкономикилокальныхтерриторий. Студенческая проектная деятельность активно развивается прежде всего в рамках научных студенческих обществ, но должно все больше выходить за эти рамки, охватывая всех студентов. Наиболее эффективным методом представляется работа над индивидуальными или групповыми проектами, направленными на развитие когнитивных и творческих навыков студентов. В рамках такой работы возможно комбинирование следующих задач преподавания:

  1. Обучение работе с новыми источниками информации.

  2. Обучении постановке целей и планированию.

  3. Развитие навыков исследовательской работы.

  4. Формировании профессиональных компетенций (при взаимодействии с преподавателями специальных дисциплин).

  5. Развитие коммуникативных навыков (в случае групповой работы).

  6. Развитие креативности, умения создавать новое.

  7. Тренировка навыков презентации работы.

Таким образом проектная работа может охватить важные аспекты учебной деятельности студентов, частично заменив и дополнив задачи, решаемые разными предметами. Безусловно наибольший эффект в образовании даст только тесная интеграция всех преподаваемых дисциплин в рамках одной системы преподавания специальности. Проектная деятельность должна включаться в профессиональные модули, поскольку творческое начало необходимо развивать прежде всего в рамках специализации студента.

Для реализации студенческих проектов необходимы следующие условия:

  1. Теоретическая подготовленность студентов, владение основными знаниями об экологической составляющей проекта.

  2. Заинтересованность студентов в выполнении проекта.

  3. Правильная постановка цели.

  4. Предварительное очерчивание круга задач и применяемых методов.

Безусловно эти условия будут выполнены только при глубокой и всесторонней подготовке преподавателя. Прежде всего нужно определиться со списком возможных тем выполняемых проектов, при этом важно обеспечить разнообразие, чтобы интересная тема нашлась каждому. При применении методики сложился небольшой список основных тем в нескольких направлениях.

Основная тематика социальных и экологических проектов:

  1. Молодежьиобразование.Мояшколабудущего.Мойколледжбудущего.Мойинтернатбудущего.Молодежьирыноктруда.

  2. Организациядосугамолодежи.Решениепроблемыбеспризорностиибезнадзорностидетей.Поддержкаталантливоймолодежи.Молодежьиздоровыйобразжизни

  3. Социальнаязащиталюдейсограниченнымифизическимивозможностями,инклюзивноеобразование.Создание«безбарьернойсреды»длялюдейсограниченнымифизическимивозможностями.Социальноесодействиеиподдержкадетейвсемьях,оказавшихсявтруднойжизненнойситуации.

  4. Молодежьиполитика.Участиемолодеживизбирательнойкампании.проекты,направленныенаобучениегражданмеханизмамучастиявпринятиирешенийнаместномуровнерамкахкакосновного,такидополнительногообразования)

  5. Проекты,направленныенаподготовкумолодежиксозданиюсемьи,укреплениеинститутасемьи,решениедемографическойпроблемыиразвитиеответственногородительствавроссийскихрегионахимуниципальныхобразованияхтомчислепроекты,содержащиепредложенияпосозданию/развитиюблагоприятнойдляинститутасемьиидетстваинфраструктурывроссийскихгородахиселах)

  6. Проекты,направленныенаразвитиеинститутаместногосамоуправлениятомчислеразвитияТОСОВиТСЖ),повышениеэффективностимеханизмовучастиянаселениявпринятиирешенийиуправлениинаместномуровне,привлечениегражданкучастиюввыборахиреферендумах.

  7. Распространение информации об экологических проблемах, исследование средств массовой информации, блогов и форумов. Локальные экологические проблемы города, возможные пути их решения путем применения административных мер.

  8. Пути информирования населения об экологических проблемах, создание экологической рекламы и воздействие на массовое сознание. Природа родного края, заповедные места и ООПТ, подготовка информационного стенда и презентации.

  9. Социальные опросы студентов и населения о знании и понимании важности экологических проблем, сравнение осведомленности о причинах возникновения и путях решения этих проблем в разных категориях опрашиваемых.

Возможно обеспечить преемственность выполнения одной темы из года в год разными студентами, это даст с одной стороны большую результативность работу, упростит подготовительные этапы, с другой стороны студенты будут понимать, что их работа очень важна и является вкладом в большой общий проект. Это поможет повысить ответственность студентов при выполнения проекта, его законченность.

Особенности внедрения проектной деятельности

При начальной подготовке к введению проектной деятельности следует учитывать то, что внаучно-исследовательскойработесоциальные и экологическиепроектывыделяютсявотдельнуюнишуиимеютнекоторыеважныеособенности, которые определяют их важность и значимость.

  1. Актуальностьсегодняшнегодня,практическаязначимостьпроектадлятогоместа,гдеегопланируютреализовывать.Возможностьиважностьпрактическойреализациипроекта.

  2. Финансово-экономическоеобоснованиепроекта.Реализуемостьпроектавтекущихусловиях.Описаниересурсов,которыеследуетпривлечьдляреализациипроекта.

  3. Наличиеорганизационныхмеханизмовреализациипроекта.Использованиеметодовоценкитекущегоположенияибудущихрезультатовпроекта.Четкоеописаниеожидаемогорезультата.

  4. Описаниепланируемыхмероприятий.Наличиерекомендацийотгосударственныхимуниципальныхоргановвласти.

Эти особенности заставляют студентов работать более практично, ориентируясь прежде всего на конечный результат. Конечно основы научно-исследовательской работы переносятся и на проектную деятельность. Прежде всего постановка цели и задач, правильное очерчивание применяемых методов и способов решения поставленных задач, умение делать выводы из результатов выполняемой работы и др.

Как показывает практика студенты достаточно гибко реагируют на все нововведения в образовательном процессе, поэтому выполнение новых задач в ходе проектной деятельности не вызывает серьезных затруднений. Сложнее перестроиться преподавателям, которые выступают в новой роли руководителя проекта. Поскольку предпочтительна групповая работа студентов, возрастает ответственность руководителя, который должен грамотно распределять задачи и ставить цели. Появляется необходимость в ориентировании студентов на результат, которая определяется прежде всего потребностью в визуализации цели. Кроме того, заинтересованность студентов в цели проекта пропорциональна заинтересованности руководителя.

Заключение.

Рассмотренные выше особенности социальной и экологической проектной деятельности, которая сейчас активно внедряется в практику образования, позволяют понять важность этого внедрения. Безусловно необходима перестройка научно-методической деятельности с ориентированности на научно-исследовательскую работу в область социальных и экологических проектов. Это позволит в первую очередь привлечь всех студентов (за счет групповой работы и большей актуальности проектов, по сравнению с темами научно-исследовательской работы). Также проекты приобретают все большее значение в образовательном процессе, поэтому несмотря на определенные трудности в освоении этих методов, это становится насущным и необходимым для всех учебных заведений. Специалисты, в подготовке которых использовалась проектная деятельность, более востребованы обществом и рынком. Их общие и профессиональные компетенции улучшены навыками проектной работы.

Проектная деятельность не только развивает студентов, но и позволяет всесторонне оценить уровень их подготовки. Хорошо выполненные проекты, внедряемые в практику, позволяют говорить о законченности образования, способности к дальнейшему самостоятельному развитию студента как специалиста.


Библиографический список
  1. Семибратова О.В. Использование проектной технологии в воспитательно-образовательном процессе в учреждениях профессионального образования (на примере изучения дисциплины «Компьютерная графика»). // Современная педагогика. – Февраль, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/02/842
  2. Тюнина Н.Я. Метод проектов как способ организации самостоятельной работы студентов. // Современная педагогика. – Февраль, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/02/846
  3. Конкурс «Социальный форум – 2012» [Электронный ресурс].- http://ufa.rgsu.net/science/konkurs
  4. Всероссийский конкурс «Моя страна – моя Россия» [Электронный ресурс].-http://www.moyastrana.ru
  5. Коалиция Pro Отходы – решение проблемы отходов [Электронный ресурс].- http://www.proothody.com


Все статьи автора «Китаев»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Особенности внедрения социальных и экологических студенческих проектов в сфере средне-специального гуманитарного образования”

  1. 29.04.2013 в 19:58

    во втором абзаце в первом предложении почему-то отсутствуют пробелы.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: