На сегодняшний день в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований, личности, способной конструировать себя, определять и изменять свою жизненную стратегию. Перед образованием стоит ряд проблем, одной из которых является необходимость воспитания нового человека, формирования нового типа его мышления и сознания таким образом, чтобы он смог ориентироваться в быстроменяющемся современном мире [1]. Адаптироваться к стремительным инновациям современного мира, подготовить молодое поколение к жизни в этом постоянно обновляющемся социуме, сделать его способным к активному созидательному участию в его модернизации – основная задача современного образования.
В условиях рыночной экономики мы делаем особый акцент на качествах конкурентоспособности будущего специалиста, что невозможно без включения студента в творческую деятельность. Именно такую функцию и выполняет в высшей школе деятельность по привлечению студентов к активному участию в творческих мероприятиях на иностранном языке.
На современном этапе развития российского образования необходимо осознанное и грамотное проектирование иноязычного образования [2]. При изучении иностранных языков будущий специалист сталкивается с определенными трудностями: преодолевает языковой барьер, стремится понять культуру изучаемого языка, изучить особенности данного народа, понять менталитет и самое, пожалуй, ценное – это общение с носителем данной культуры [3]. Однако, преподавание иностранного языка в неязыковых вузах не полностью реализует как образовательные запросы студентов, так и гуманитарный потенциал этой учебной дисциплины [4]. Именно внеаудиторные мероприятия на иностранном языке позволяют включить студента в активную, творческую, поисково-исследовательскую, познавательную деятельность и обеспечить формирование иноязычной компетенции студента [5]. Внеаудиторная творческая деятельность способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка, содействует становлению личности, её творческого начала, расширению кругозора, эрудиции и эмоционально-ценностного отношения к миру и к себе. Именно такая форма работы способствует эффективному усвоению содержания иноязычного образования. Зарубежная культура, впитавшая в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений, позволяет открыть широкий простор для творчества и развития студентов, сделать их жизнь духовно богаче и многограннее.
Внеаудиторная деятельность в Казанском Государственном Университете Культуры и Искусств является неотъемлемой частью образовательного процесса и рассматривается как интегративная составляющая общей системы профессиональной подготовки будущих специалистов [6]. Размышляйте, создавайте, творите, – словно сами за себя говорят проводимые в университете многочисленные конкурсы, форумы, фестивали [7]. Мероприятия способствуют выявлению профессиональных навыков студентов, а также расширению их культурологического кругозора, повышению образовательного уровня и качества владения английским языком, стимулируют интеллектуальную и языковую активность [8]. Проведение подобных мероприятий позволяет решать несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков, снимает нервную нагрузку с обучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, повышает собственную активность обучающихся и их мотивацию к учебно-профессиональной деятельности [9].
Необходимо отметить большую заинтересованность студентов в подготовке и проведении подобных мероприятий, их искренность и удовольствие от неформального общения с преподавателями и своими сокурсниками [10]. Творческие мероприятия позволяют участникам убедиться в том, что изучение языка может быть увлекательными процессом, процессом открытия неизведанного мира иностранного языка и иноязычной культуры [11].
Внеаудиторная работа в высшей школе должна рассматриваться в качестве важного звена в самообразовании личности студента и выступать как средство организации интеллектуальной деятельности учащихся. Творческая внеаудиторная деятельность формирует интерес обучаемых к изучению иностранного языка, “заставляя” их мысленно уйти в “перспективу” и, убедившись в явных преимуществах будущей карьеры со знанием иностранного языка, усилить свои творческие и самообразовательные возможности .
Важно отметить, что в обществе постепенно формируется новый социальный заказ: вместо послушного исполнителя, работающего по устоявшейся традиции, все более востребованным становится человек, способный быстро ориентироваться в ситуации, творчески решать возникающие проблемы[12 ]. Идеальная модель человека XXI века – это личность многомерная, творческая, постоянно расширяющая границы своих знаний и умений, реализующая преимущества саморазвития, самодостаточности и конкурентоспособности. Подводя итог всему сказанному, необходимо подчеркнуть, что важным условием повышения конкурентоспособности выпускника вуза является развитие творческого подхода к различным сферам профессиональной деятельности.
Библиографический список
- Демина С.А. Актуализация образовательного потенциала культурного наследия в современном культурно-образовательном пространстве // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2149
- 2.Новгородова Е.Е. Определение содержания самостоятельной работы студентов по иностранному языку с учетом их специальности // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2850
- Сатарова Л.Х. Преодоление культурных различий как фактор развития межкультурной коммуникации в библиотечно-информационной среде // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6207
- Устинина Г.Ф. Роль внеаудиторной работы в формировании иноязычной компетенции студентов // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2146
- Устинина Г.Ф. Развитие творческих способностей студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/02/6081
- Устинина Г.Ф. Развитие творческих способностей студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/02/6081
- Устинина Г.Ф., Валеева Р.З. Развитие креативности и творчества студентов в процессе обучения иностранному языку(на примере Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств) // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2983
- Кириллова А.и. Использование арт-технологий на уроках иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5398
- Кириллова А.И. Интерактивные методы обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2941
- Устинина Г.Ф., Валеева Р.З. Развитие креативности и творчества студентов в процессе обучения иностранному языку(на примере Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств) // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2983
- Устинина Г.Ф., Валеева Р.З. Развитие креативности и творчества студентов в процессе обучения иностранному языку(на примере Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств) // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2983
- Галиаскарова Н.Г. Мультилингвальное обучение как эффективное средство достижения профессиональной реализации личности // Современная педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/05/2414