УДК 372.8

О РАЗРАБОТКЕ УРОКА ПО ТЕМЕ «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ» В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ 9 КЛАССА

Муратова Татьяна Викторовна1, Баженов Руслан Иванович2
1Средняя общеобразовательная школа п.Тейсин Хабаровского края, учитель математики, физики и информатики
2Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники

Аннотация
В статье представлена методика изучения темы «Системы счисления» в курсе информатики и ИКТ по учебнику И.Г.Семакина 9 класс. Рассматривается метод эффективного использования цифровых образовательных ресурсов на примере конспекта урока.

Ключевые слова: алфавит, основание, системы счисления


ON THE DEVELOPMENT OF THE LESSON ON THE TOPIC «NUMBER SYSTEM» IN THE SUBJECT OF COMPUTER SCIENCE AND ICT, GRADE 9

Muratova Tatiana Viktorovna1, Bazhenov Ruslan Ivanovich2
1School v.Teysin, Khabarovsk Krai, teacher of mathematics, physics and computer science
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science

Abstract
The paper presents a methodology for studying the topic «Number Systems» in the subject of computer science and ICT textbook I.G.Semakin, grade 9. Method is considered effective use of e-learning materials on the example of synopsis lesson.

Keywords: alphabet, base, number system


Библиографическая ссылка на статью:
Муратова Т.В., Баженов Р.И. О разработке урока по теме «Системы счисления» в курсе информатики и ИКТ 9 класса // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/3024 (дата обращения: 28.05.2017).

Актуальность изучения темы «Системы счисления» в курсе информатики и ИКТ связана с тем, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а для внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти используют шестнадцатеричную или восьмеричную системы. Являясь смежной с математикой, эта тема вносит вклад в фундаментальное математическое образование школьников.

Вопросом обучения информатики и ИКТ занимались такие ученые как Е.Андреева и И.Фалина [1], А.И.Бочкин [2], М.П.Лапчик [3], Н.В.Сафронова [4]. В современном уроке, преподавание информатики, проходит с использованием ИКТ технологий, что порождает методические и технические проблемы. Решению таких проблем посвятили свои работы специалисты в области образования С.В.Козлов [5], И.Н.Мовчан [6], Р.И. Баженов и др. [7-15], Ю.П.Штепа и др. [16-21].

Среди школьных учебников подробное изложение темы «Системы счисления» дается в учебнике и пособиях И.Г.Семакина [22-24]. В качестве дополнительной литературы, раскрывающей данную тему наиболее полно, можно рекомендовать учебное пособие Е.Андреевой и И.Фалиной [1]. Проблемами обучения систем счисления О.В.Шишигина [25], Л.В.Пузанкова [26], И.В.Левченко [27], Ю.В.Самсонова [28], О.Н.Спиридонова [29]. Этому аспекту уделяют и зарубежные ученые [30, 31].

Применение на уроках информационных технологий является один из эффективных процессов обучения. Они позволяют учителю совершенствовать учебный процесс, а также улучшают процесс передачи и обработки информации.

Урок – это форма организации деятельности учебно-воспитательного процесса в школе, а также является основой классно-урочной системы обучения. Урок «Системы счисления» стоит первым в главе №4 «Табличные вычисления на компьютере» по учебнику И.Г.Семакин 9 класс. На изучение темы «Системы счисления» отводится один час. Проблема состоит в том, что за один урок учитель должен объяснить новый материал, а также закрепить вычислительные навыки, необходимые для решения задач ГИА в 9 классе.

Предлагаем разработку урока в виде технологической карты.

Название предмета информатика и ИКТ Класс Урок №28
Дата: 2014 г.
Тема: Системы счисления. Перевод одной системы счисления в другую систему счисления.
Автор УМК: Базовый учебник «Информатика и ИКТ 9 класс И.Г. Семакин и др. Информатика: базовый курс для 7-9 классов.[15].
Учитель: Т.В.Муратова учитель МБОУ СОШ пос.Тейсин
ЦЕЛЬ: формирование у учащихся умений переводить числа с одной системы счисления в другую.
Задачи:
Предметные: отработать практические навыки перевода чисел из одной системы счисления в другу и обратно.
Развивающие: развивать эмоционально-эстетическую отзывчивость учащихся средствами комплексного воздействия информационных технологий. 
Воспитательные: воспитывать интерес к историческим фактам.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы: комбинированная, индивидуальная.
Межпредметные связи: история
Наглядность: презентация к уроку.
Оборудование: ПК, проектор, демонстрационный экран, электронный калькулятор, наличие интернет в классе.
Структура и ход урока:
1 этап. Организационный момент. Проверка Д/З (1-2мин)

2 этап. Мотивация. (5-6 мин)
Учитель: Создает проблемную ситуацию. После сообщения темы урока просит учеников записать в тетрадях все, что они знают о системах счисления. Просит учащихся поделиться с соседом по парте и дополнить свои записи, отчертив предыдущие. Просит учащихся отчертить чертой свои записи и поделиться информацией с классом (материалом в тетрадях).
Просит поставить цели урока и определить задачи на урока.
Учащиеся: Записывают тему урока. Делают записи. Делятся с одноклассником по парте и дополняют свои записи (под чертой). Обсуждают с коллективом записанную информацию и дополняют свои записи, если это необходимо. 
Что бы вы желаете узнать о системах счисления?
Как вы думаете, как связана тема предыдущего урока с темой сегодняшнего урока?
Сталкиваясь с недостаточностью знаний, ставят цели, формулируют проблему и задачи урока.

3 этап. Актуализация. (3мин)
Учитель задает вопрос: «Ребята, а в современной жизни мы где-то используем различные системы счисления? Или они нам не нужны?» Выслушивает ответы учащихся, затем демонстрирует и комментирует просмотр ресурса «История систем счисления».


Рисунок 1. История систем счисления [32]

Учащиеся: Смотрят презентацию ресурса, обсуждают, отвечают на вопросы учителя.

4 этап. Построение проекта. (3 мин).
Учитель: Просит промаркировать текст в учебнике, напоминая об обозначениях разметки. 
Учащиеся:Выполняют работу в учебниках, маркируют текст с помощью знаков «v»,»+», «-»,»?» 

5 этап. Реализация проекта. (9 мин).
Учитель: Просит перенести информацию из текста в тетрадь. Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации. Ориентирует учащихся на то, что необходимо отделить чертой последние записи в таблице( даже если в колонке нет записей) 
Учащиеся: Работают с материалом учебника, переносят новую информацию в маркировочную таблицу в тетради.

«v»
«+»
«-»
«?»

Учитель: Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Изложение учителем нового материала, сопровождаемое демонстрацией на экране, с использованием образовательного ресурса.


Рисунок 2 – Преобразование десятичного числа в другую систему счисления [33]

Учащиеся: В процессе обсуждения дополняют таблицу (под чертой). Воспринимают информацию, сообщенную учителем. Записывают в тетрадь.

6 этап. Первичное закрепление (6 мин).
Учитель: Организует деятельность по применению новых знаний. Используя тот же цифровой образовательный ресурс [33] (3 пункт), учитель предлагает детям пересесть за компьютеры и самостоятельно выполнять задания, записывая результаты работы в тетрадь.
Учащиеся: Самостоятельная работа учащихся за компьютерами с цифровым образовательным ресурсом, используя кнопку «3 пункт», записывая свои результаты работы в тетрадь, с последующим совместным обсуждением и закреплением нового материала.

7 этап. Передача-усвоение новых знаний. (5 мин)
Учитель: Изложение учителем нового материала, сопровождаемое демонстрацией на экране, с использованием образовательного ресурса [34].


Рисунок 3 – Преобразование чисел между системами 2, 8,16 [34]

Учащиеся: В процессе обсуждения дополняют таблицу (под чертой). Воспринимают информацию, сообщенную учителем. Записывают в тетрадь.

8 этап. Самостоятельная работа. (7 мин)
Учитель открывает образовательный ресурс виде теста, дает время для самостоятельной работы над тестом, вместе с учениками обсуждает полученные результаты теста. Анализирует результаты выполнения учащимися задания теста.


Рисунок 4 – ЦОР [35]

 


Рисунок 5 – ЦОР [36]

Учащиеся: Выполняют тестовое задание, записывают в тетради, дают ответ учителю в устной форме.

9 этап. Рефлексия. (3 мин).
Учитель: Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.
Учащиеся: Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Отвечают на вопросы: Какие задачи ставили? Удалось достичь поставленной цели? Каким способом? Какие получили результаты? Что вызвало особые затруднения?

10 этап: Домашнее задание. (2 мин).
Учитель: Раздает учащимся электронный адрес цифрового ресурса, объясняет суть работы, просит результаты работы записать в тетради.


Рисунок 6 – Цифровые весы [37]

Учащиеся: Фиксируют домашнее задание в дневниках.

Данная методика была опробована на открытом уроке и дала положительный результат. Во время урока проводилось чередование различных видов деятельности, контроль знаний учащихся осуществлялся в самостоятельной работе, что способствовало лучшему закреплению знаний.


Библиографический список
  1. Андреева Е., Фалина И. Системы счисления и компьютерная арифметика. М.: Лаборатория базовых знаний, 1999.
  2. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. Мн.: Высшая школа, 1998. 431с.
  3. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; под общей редакцией М.П.Лапчик.  М.: Издательский центр «Академия», 2007. 621с.
  4. Сафронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2004. 223с.
  5. Козлов С.В. Анализ результатов экспериментальной деятельности по изучению основ объектно-ориентированного программирования в школьном курсе информатики // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-3 (38). С. 16.
  6. Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. 2010. Т. 26. № 4. С. 36-38.
  7. Коноваленко Д.А., Баженов Р.И. Разработка лабораторно-практических работ по стеганографическим и криптографическим методам защиты информации в курсе «Информационная безопасность» // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2935 (дата обращения: 15.11.2014).
  8. Разина М.В., Баженов Р.И. Разработка методики преподавания темы «Передача информации» в курсе «Информатика и ИКТ» 8 класса // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL:http://psychology.snauka.ru/2014/11/3927 (дата обращения: 20.11.2014).
  9. Лавский С.А., Баженов Р.И. Дидактическая игра по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2980 (дата обращения: 21.11.2014).
  10. Кузьменко О.В., Баженов Р.И. Применение системы дистанционного образования «Телешкола» при организации смешанного обучения в преподавании базового курса «Информатика и ИКТ» // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL:http://psychology.snauka.ru/2014/11/3979 (дата обращения: 26.11.2014).
  11. Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
  12. Баженов Р.И. Об организации научно-исследовательской практики магистрантов направления «Информационные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9-2 (41). С. 62-69.
  13. Баженов Р.И., Лобанова А.М. Обучение основам предпринимательства в компьютерной экономической игре «Капитализм 2» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 (31). С. 35.
  14. Vexler V.A., Bazhenov R.I., Bazhenova N.G. Entity-relationship model of adult education in regional extended education system // Asian Social Science. 2014. Т. 10. № 20. С. 1-14.
  15. Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока // Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 89-98.
  16. Раскина И.И., Штепа Ю.П. Обучение школьников информационному моделированию в контексте новых требований к образовательным результатам // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 171.
  17. Штепа Ю.П. Оценка сложности учебных задач по информационному моделированию // Информатика и образование. 2014. № 2 (251). С. 66-67.
  18. Штепа Ю.П. Роль обучения решению задач по информационному моделированию для развития ИКТ-компетентности старшеклассников // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2009. № 1. С. 28-44.
  19. Салиновская Е.В., Штепа Ю.П. Методические аспекты изучения процесса передачи информации в школьном курсе информатики // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3975 (дата обращения: 26.11.2014).
  20. Татевосян Т.В., Штепа Ю.П. Организация самостоятельной работы школьников при изучении темы «Системы счисления» в курсе информатике // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/11/8437 (дата обращения: 26.11.2014).
  21. Горянская А.О., Штепа Ю.П. Использование игровых технологий при изучении систем счисления в школьном курсе информатики // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/3011 (дата обращения: 26.11.2014).
  22. Семакин И.Г. Информатика: базовый курс для 7–9 кл. / Семакин И.Г., Залогова Л.А., Шестакова Л.В. М.: Лаборатория базовых знаний, 1998. 384 с.
  23. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Структурированный конспект базового курса информатики. М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. 184 с.
  24. Семакин И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. 348с.
  25. Шишигина О.В. Урок по системам счисления // Информатика и образование. 2009. № 3. С. 46-53.
  26. Пузанкова Л.В. Методика преподавания содержательной линии представления информации на примере обучения системам счисления. Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2014. 68 с.
  27. Левченко И.В. Методические особенности изучения систем счисления в курсе информатики основной общеобразовательной школы // Информатика и образование. 2008. № 1. С. 30-40.
  28. Самсонова Ю.В. Урок-игра «Знатоки систем счисления» // Образование в современной школе. 2011. № 1. С. 61-64.
  29. Спиридонова О.Н. Проект цикла уроков по теме: «Двоичная система счисления» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. Т. 7. № 25. С. 446-450.
  30. Nys J., Ventura P., Fernandes T., Querido L., Leybaert J., Content A. Does math education modify the approximate number system? A comparison of schooled and unschooled adults // Trends in Neuroscience and Education. 2013. Т.2. №1. С.13-22.
  31. Goedegebuure L. Unitary, Binary and other National Systems of Higher Education // International Encyclopedia of Education,  2010. С. 616-621.
  32. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/402b749c-240b-4e16-9e4d-bea3fc4fa8fa/9_139.swf
  33. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b6f80d82-fc7d-49de-943b-6082c2ab31f8/%5BINF_029%5D_%5BAM_02%5D.swf
  34. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/21854672-a155-4879-b433-bae02a2d1bd8/%5BINF_030%5D_%5BAM_01%5D.swf
  35. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f0306585-1286-4054-a204-dcbe47315a03/%5BINF_033%5D_%5BQS_01%5D.html
  36. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c45fbbd1-9f77-47d8-9e8d-a66bfb2c1e8b/%5BINF_033%5D_%5BQS_03%5D.html
  37. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/498254ee-208d-4f10-96ff-192e79e2d25b/%5BINF_032%5D_%5BIM_01%5D.swf


Все статьи автора «Муратова Татьяна Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: