УДК 379.8

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛА МБОУ ДОД ДТДТМ)

Корейко Елена Александровна
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону

Аннотация
В статье рассматривается опыт работы художественного отдела Дворца творчества детей и молодежи по развитию творческого потенциала воспитанников с точки зрения социальной адаптации воспитанников.

Ключевые слова: опыт работы, социальная ааптация, творческий потенциал


SOCIAL ADAPTATION OF PUPILS FROM CREATIVE ASSOCIATIONS (EXPERIENCE OF ART DEPARTMENT MBOU DTDTM DOD)

Koreyko Elena Aleksandrovna
MBOU DOD DTDM Rostov-on-Don

Abstract
The article considers the experience of the art department of the Palace of Children and Youth to develop the creative potential of students in terms of social adjustment of pupils.

Библиографическая ссылка на статью:
Корейко Е.А. Социальная адаптация воспитанников творческих объединений (на примере работы художественного отдела МБОУ ДОД ДТДТМ) // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/2977 (дата обращения: 06.10.2017).

Вопрос приспособления человека к социальной среде всегда волновал исследователей, ученых и, конечно, самих людей. Люди заинтересованы необходимостью находиться в комфортной для них социальной среде для того, чтобы максимально выполнять свои задачи и функции. Под социальной адаптацией подразумевается процесс активного приспособления индивида к условиям окружающей социальной среды; виды и качество взаимодействия личности в социуме.

Проблема социальной адаптации творческой, одаренной личности является одной из основных тем в работах философов, психологов и социологов: Ш. Л. Монтескье, К. А. Гельвеций, Ф. Шиллера, С. Е. Ячина, Э. Криса, П. Торренса, А. Хаузера, Р. Кенига и других. Также важно отметить, что важным этапом для развития творческого потенциала является развитие детей. Многие отечественные ученые уделяли внимание именно творческому потенциалу и его влиянию на развитие детей: В.В. Абраухова, Е. Д. Трофимова, В.В Коробкова, О.А. Калимуллина, В.А. Петровский, П.Н. Евтихиев, Н.А. Калугина, Е.Е.Ланкина, Т.М. Кононова и другие.

Занятия музыкой, пением, танцами, рисованием – это, прежде всего, творчество школьников для себя и «творчество себя», а качественной характеристикой развития творческого потенциала подростков является его творческая активность. Реализуя возможность раскрытия творческого потенциала в различных творческих объединениях ДТДМ помогают обрести свое место среди сверстников, открыть «собственное лицо», наработать позитивный жизненный опыт, который станет источником психологической поддержки человека на многие годы. В ходе работы, педагоги часто отмечают, что современные подростки проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя со стороны и применить все имеющиеся знания, умения и навыки. Именно поэтому, в рамках работы творческих объединений, педагоги-организаторы, методисты и педагоги дополнительного образования предлагают различные идеи мероприятий, в организации и проведении которых могут помочь воспитанники всех возрастов и годов обучения. Начиная с дошкольников и младших школьников (которые участвуют и как зрители и помогают освоиться «гостям» мероприятий) и до старших школьников, которые выступают в качестве ведущих и помогают проводить мероприятие, готовить атрибуты, украшать помещение и сцену ит.д.

Опыт работы в художественном отделе МБОУ ДОД ДТДМ г. Ростова-на-Дону наглядно демонстрирует, что максимально вовлечение воспитанников в организационную деятельность помогает им быстрее осваиваться в новом коллективе, каждый полученный навык способствует адаптации, как в творческой группе, так и за стенами Дворца творчества.

Так же важно отметить, что современные дети все больше проявляют интерес к творческому развитию (по сравнению с застойными явлениями в формировании личности детей в середине 90-х, когда политическое, экономическое и пр. окружение накладывало свой отпечаток, и на проявление творческой активности). Современные телевизионные программы наглядно демонстрируют, что имея творческие навыки, знания и умения, можно получить высокую оценку общества. Так, появление передач «Народный артист», «Голос» и «Фабрика звезд» повысили интерес к вокальным занятиям, «Минута славы» оказала влияние на рост воспитанников в цирковых студиях и танцевальных. Однако нельзя говорить о том, что эти передачи полностью формируют направленность подготовки программ дополнительного образования, но в тоже время нельзя не учитывать их влияние на детей.

Желание выделиться является мощным мотивирующим фактором для занятий в творческих объединениях, и легче всего поддерживать данную мотивацию именно творческими заданиями и мероприятиями. Будь-то конкурс (муниципального, федерального и международного уровня), фестиваль – в которых присутствует объективная оценка жюри, или обычный концерт (в котором отсутствует профессиональная оценка, но присутствует социальная реакция в виде аплодисментов зрителей). Участие в праздниках посвященных Новому Году, Рождеству, Масленице – в качестве зрителей и/или участников. Все это является маленькими ступеньками к тому, что бы сформировать творческую личность, которая сможет адаптироваться в разных социальных условиях.


Библиографический список
  1. Абраухова В.В. Формирование творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования. – Ростов-на-Дону: Fondation, 2011.-166 с.
  2. Абраухова В.В. Творческое развитие личности в учреждении дополнительного образования // Современные научные исследования. 2012. № 4 (1). С. 19.
  3. Абраухова В.В. Потенциал учреждений дополнительного образования в формировании творческой направленности личности // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 4. С. 192-198.
  4. Абраухова В.В. Творческое развитие личности в учреждении дополнительного образования // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. № 4. С. 28-31.
  5. Бржезинская Н.А. К разработке курса «У истоков народного творчества» (для старшего дошкольного и младшего школьного возраста) // Современная педагогика. 2014.
  6. Бржезинская Н.А. Роль занятий в фольклорном ансамбле для формирования личности ребенка // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 (22). С. 13.
  7. Бржезинская Н.А. Фольклорный ансамбль как ресурс воспитания патриотизма // Education Sciences and Psychology. 2013. № 1 (23). С. 87-92.
  8. Бржезинская Н.А., Погонцева Д.В. Особенности формирования ценностно-смысловой ориентации ребенка через изучение фольклора. // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1797
  9. Горожий Л.В., Сухорукова А.Л. Открытый урок: «Декоративно – художественные росписи в народном искусстве и в современном мире как элемент праздничного мироощущения человека». // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1795
  10. Летучева С.К. Воспитание патриотизма – в работе дополнительного образования // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 9 (25). С. 8.
  11. Летучева С.К. Формирование творческой направленности и ценностно-смысловой среды (на примере работы творческих объединений дополнительного образования) // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 8 (24). С. 9.
  12. Летучева С.К. Ценностно-смысловая среда художественного отдела как фактор формирования творческой направленности. // Современная педагогика. – № 5 Май 2013 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2013/05/1794
  13. Погонцева Д.В. К опыту разработки квест-викторины «Мой край» // Культура и образование. – Декабрь 2014. – № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/?p=2604


Все статьи автора «vpgn»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: