УДК 378.14.015.62

ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Мирошин Дмитрий Григорьевич
Российский государственный профессионально-педагогический университет; Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России
кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологи машиностроения, профессор кафедры общетехнических дисциплин

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы оценки уровня сформированности профессиональных компетенций студентов в рамках отдельных (технических) дисциплин. Предлагается дескрипторное описание компетенций в дескрипторах: знать, уметь, владеть и метод взвешенных оценок для констатации уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов.
Описывается опыт применения метода взвешенных оценок при констатации уровня сформированности профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации».

Ключевые слова: дескриптор, метод взвешенных оценок, оценочные матрицы, профессиональная компетенция, уровень сформированности


THE EVALUATION OF LEVEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS FOR TECHNICAL DISCIPLINES

Miroshin Dmitry Grigorievich
Russian state vocational pedagogical university ; Ural Institute of State fire service of EMERCOM of Russia
PhD in pedagogical Sciences, associate Professor of engineering technologists, professor of the Department of technical disciplines

Abstract
The article deals with the evaluation of the level of formation of professional competences of students within the technical disciplines. Proposed by description competency for descriptors: know, be able, to master skills and the method of weighted estimates for ascertaining the level of formation of professional competence students.
the experience of applying the method of weighted estimates of the costs of the level of formation of professional competence of students in the study of discipline «Mechanical equip-ment and means of automatist» are describes in this article.

Keywords: evaluation matrix, level of formation, professional competence, the descriptor, the method of weighted estimates


Библиографическая ссылка на статью:
Мирошин Д.Г. Оценка уровня сформированности профессиональных компетенций студентов по техническим дисциплинам // Современная педагогика. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/02/3313 (дата обращения: 01.10.2017).

Введение в действие компетентностно ориентированных Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС-3, ФГОС-3+), а также возможный переход к стандартам четвертого поколения, также основанным на компетентностном подходе, актуализирует проблему констатации уровней сформированности  профессиональных компетенций, заложенных во ФГОС и оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у обучаемых в результате прохождения отдельных дисциплин.

При этом под профессиональной компетенцией мы понимаем способность специалиста решать профессиональные задачи в определенных условиях, детерминированных областью его профессиональной деятельности [1, 4].

Актуальность оценки уровня сформированности профессиональных компетенций объясняется недостаточной разработанностью методики оценки и фондов оценочных средств. В настоящее время применяется традиционная методика оценки уровня сформированности знаний и умений студентов, который затем экстраполируется в определенный уровень сформированности профессиональной компетенции, который раскрывается спектром знаний, умений и навыков специалиста [3, C. 213].

Учитывая необходимость оценки уровня сформированности профессиональных компетенций по отдельным учебным дисциплинам, на кафедре технологии машиностроения Российского государственного профессионально-педагогического университета проведен эксперимент по применению метода взвешенной оценки уровней сформированности профессиональных компетенций студентов по техническим дисциплинам. В ходе экспериментальное работы  каждая профессиональная компетенция была раскрыта на уровне дескрипторов, которые определяют содержание подготовки по дисциплине, необходимое для формирования заданной профессиональное компетенции. Дескрипторное описание профессиональных компетенций было проведено в дескрипторах: знать, уметь владеть.

Так, например, учебная дисциплина  «Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации» направлена на формирование у студентов следующих профессиональных компетенций:

- ПК 1. Способен обучать проектированию технологических процессов обработки деталей  и сборки изделий машиностроения рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и дополнительного образования;

- ПК. 2. Способен обучать проектированию узлов металлорежущего оборудования, специальных металлорежущих инструментов и оснастки в процессе подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и дополнительного образования;

- ПК. 3. Способен обучать наладке и эксплуатации металлорежущего оборудования рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и дополнительного образования;

- ПК 4. Способен обучать автоматизированному проектированию технологических процессов обработки деталей, управляющих программ и конструкторских рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и дополнительного образования.

Пример дескрипторного описания профессиональных компетенций по дисциплине «Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации» приведен в таблице 1

Таблица 1 – Дескрипторное описание компетенций, формируемых у студентов в ходе изучения дисциплины «Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации»

Индекс

компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

Дескрипторы:

Знать

Уметь

Владеть

ПК 1

 

Способен обучать проектированию технологических процессов обработки деталей  и сборки изделий машиностроения рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и дополнительного образования Д. 1.1. Знать типологию, область применения и технологические возможности металлорежущего оборудования Д. 1.2. Уметь выбирать металлорежущее оборудование для заданных условий обработки детали
ПК 2 Способен обучать проектированию узлов металлорежущего оборудования, специальных металлорежущих инструментов и оснастки в процессе подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и дополнительного образования Д. 2.1. Иметь представление об основных механизмах и узлах металлорежущего оборудования и принципе их работы.

Знать кинематику основных узлов станков

Д. 2.2. Анализировать устройство основных узлов и механизмов металлорежущего оборудования.

Уметь анализировать кинематику металлорежущего оборудования.

Д. 2.3. Навыками чтения кинематических схем металлорежущего оборудования
Д. 2.4. Знать основные виды, расчетные формулы и принципы расчетов деталей на прочность и жесткость Д. 2.5. Уметь рассчитывать на прочность и жесткость базовые детали металлорежущего оборудования, Д. 2.6. Владеть методикой расчета деталей и узлов металлорежущего оборудования на прочность и жесткость
Д. 2.7. Знать расчетные формулы и принципы силовых расчетов деталей и узлов металлорежущего оборудования Д. 2.8. Уметь выполнять силовые расчеты узлов и механизмов металлорежущего оборудования
Д. 2.9. Иметь представление об основных механизмах и узлах металлорежущего оборудования и принципе их работы.

Знать принципы проектирования деталей и узлов металлорежущего оборудования

Д. 2.10. Уметь определять последовательность проектирования узлов металлорежущего оборудования Д. 2.11. Владеть методикой проектирования узлов металлорежущего оборудования
Д. 2.12. Иметь представление об основных механизмах и узлах металлорежущего оборудования и принципе их работы.

Знать принципы проектирования деталей и узлов металлорежущего оборудования

Д. 2.13. Проектировать детали и узлы металлорежущего оборудования Д. 2.14. Владеть методикой проектирования узлов металлорежущего оборудования
ПК 3 Способен обучать наладке и эксплуатации металлорежущего оборудования рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и дополнительного образования Д. 3.1. Иметь представление об основных механизмах и узлах металлорежущего оборудования и принципе их работы.

Знать кинематику основных узлов металлорежущего оборудования

Д. 3.2. Анализировать устройство основных узлов и механизмов металлорежущего оборудования.

Уметь анализировать кинематику металлорежущего оборудования.

Д. 3.3. Навыками чтения кинематических схем металлорежущего оборудования
Д. 3.4. Иметь представление об основных механизмах и узлах металлорежущего оборудования и принципе их работы.

Знать кинематику основных узлов металлорежущего оборудования

Д. 3.5. Уметь определять последовательность наладки, объем  технического обслуживания и приемы эксплуатации металлорежущего оборудования и оборудования с ЧПУ Д. 3.6. Владеть методикой наладки, эксплуатации и технического обслуживания универсального металлорежущего оборудования и оборудования с ЧПУ
Д. 3.7. Иметь представление о методах проверки технологической точности металлорежущего оборудования и оборудования с ЧПУ Д. 3.8. Уметь выбирать способ проверки технологической точности металлорежущего оборудования и оборудования с ЧПУ Д. 3.9. Владеть методикой проверки точности универсального металлорежущего оборудования и оборудования с ЧПУ
ПК 4

 

Способен обучать автоматизированному проектированию технологических процессов обработки деталей, управляющих программ и конструкторских рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и дополнительного образования Д. 4.1. Знать основные САПР для проектирования деталей и узлов металлорежущего оборудования Д. 4.2. Уметь использовать САПР для выполнения чертежей деталей и узлов металлорежущего оборудования
Д. 4.3. Знать типологию и технологические возможности металлорежущего оборудования Д. 4.4. Уметь выбирать металлорежущее оборудование для автоматизированных систем

Каждый из дескрипторов и, соответственно, каждая профессиональная компетенция могут быть сформированы на трех уровнях достаточном, повышенном и высоком. Выделяя уровни сформированности профессиональных компетенций, мы ориентировались на работы В.П. Беспалько, который выделял четыре уровня сформированности знаний, умений и навыков: уровень знакомства, уровень репродукции, уровень применения и уровень трансфоормации [1, C. 34]. В нашем эксперимента было принято следующее соответствие уровней сформированности профессиональных компетенций уровням сформированности знаний и умений по В.П. Беспалько (таблица 2).

Таблица 2 – Описание уровней сформированности компетенций

Уровни сформированности профессиональных компетенций

Уровни усвоения знаний, умений и навыков по В.П. Беспалько

Характеристика уровней

Достаточный

Знакомство

Наличие представлений о способах решения проблемы

Повышенный

Репродукция

Разработка способа решения поставленной проблемы и ее решение

Высокий

Применение

Выделение проблемы в заданной области, разработка способа решения и ее решение

Четвертый уровень сформированности профессиональных компетенций мы не выделяли в силу того, что под компетенцией мы понимает способность специалиста решать профессиональные задачи, то есть применять полученные знания на практике, что соответствует уровню применения или высокому уровню сформированности профессиональной компетенции.

Для организации проведения процесса оценки уровней сформированности компетенций, приведенных в таблице 1, был разработан фонд оценочных средств.

Фонд оценочных средств представляет собой методическую разработку в которой каждому дескриптору или группе одноименных дескрипторов поставлен в соответствие контрольный инструментарий, соответствующий уровням сформированности компетенций: достаточный, повышенный, высокий, а после инструментария приведены оценочные таблицы, позволяющие однозначно определить уровни сформированности контролируемых дескрипторов.

Так, например, для оценки дескрипторов Д 2.1.,  Д. 2.2.  и Д.2.3. были разработаны тест, состоящий из 20 тестовых заданий, и контрольные задания, включающие задачи по анализу кинематики металлорежущих станков и расчету кинематических цепей.

Уровни сформированности дескрипторов Д 2.1.,  Д. 2.2.  и Д.2.3. констатировались  в соответствии с таблицей, которая приведена в фонде оценочных средств  по дисциплине «Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации» сразу после контрольного инструментария. Пример оценочной таблицы приведен в таблице 3

Таблица 3 – Оценочная таблица по дескрипторам 2.1, 2.2, 2.3.

Критерии оценки

Уровни сформированности

Достаточный

Повышенный

Высокий

Дескриптор 2.1

Кол-во правильно выполненных тестовых заданий

5 – 8 заданий

9 – 15 заданий

15 – 20 заданий

Правильно выполненные контрольные задания

Контрольное задание не выполнено

Выполнено контрольное задание № 1

Выполнено контрольное задание

№ 2

Дескриптор 2.2

Кол-во правильно выполненных тестовых заданий

5 – 8 заданий

9 – 15 заданий

15 – 20 заданий

Правильно выполненные контрольные задания

Выполнено контрольное задание № 1

Выполнено контрольное задание

№ 2

Выполнены контрольные задания

№ 1 и № 2

Дескриптор 2.3

Правильно выполненные контрольные задания

Выполнены контрольные задания  № 1 и № 2

Выполнены контрольные задания  № 1 и № 2 или  контрольное задание № 3

Выполнены контрольные задания

№ 1, № 2 и № 3

Контрольный инструментарий и подобные оценочные таблицы были разработаны по всем дескрипторам каждой из компетенций, приведенных в таблице 1, и стали основой для оценки уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов, которые изучили дисциплины «Оборудование механосборочного производства и средства автоматизации».

Оценка уровней сформированности профессиональных компетенций производилась на основании соотношения оценок уровней сформированности дескрипторов, входящих в состав оцениваемых компетенций. Оценка сформированности профессиональных компетенций осуществлялась по следующему алгоритму.

1. Проведена экспертная оценка вклада различных дескрипторов в общий уровень сформированности компетенций. В качестве экспертов были приглашены как инженерно-технические работники машиностроительных предприятий Екатеринбурга (ОАО ПУМОРИ, ОАО Завод № 9, ОАО Машиностроительный завод им. М.И. Калинина) так и специалисты (кандидаты технических и педагогических наук) Российского государственного профессионально-педагогического университета, Уральского института государственной противопожарной службы МЧС России, Уральского федерального университета. В результате работы экспертов каждому дескриптору назначен строго определенный неизменный весовой коэффициент (от 1 до 3), который и определил значимость дескриптора в общей структуре компетенции.

2. Также на основании экспертных оценок с привлечением специалистов образовательных учреждений высшего профессионального образования (Российский государственный профессионально-педагогический университет, Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России, Уральский федеральный университет) каждому уровню сформированности дескрипторов (достаточный, повышенный, высокий) было поставлено в соответствие следующее строго определенное и неизменное количество баллов и в частности:

- достаточный уровень – 1 балл;

- повышенный уровень – 2 балла;

- высокий уровень – 3 балла.

3. По каждой компетенции была составлена оценочная матрица, включающая все дескрипторы, весовые коэффициенты дескрипторов и уровни их сформированности. Примет формы оценочной матрицы профессиональной компетенции ПК 2 приведен в таблице 4.

Таблица 4 – Форма матрицы оценки уровня сформированности компетенции ПК 2

Дескриптор

Весовой коэффициент (от 1 до 3)

Уровни сформированности (достаточный – 1 балл, повышенный – 2 балла, высокий – 3 балла

Оценочная характеристика дескриптора

Д

П

П

Д. 2.1.

1

Д. 2.2.

3

Д. 2.3.

1

Д. 2.4.

2

Д. 2.5.

2

Д. 2.6.

3

Д. 2.7.

1

Д. 2.8.

1

Д. 2.9.

2

Д. 2.10.

2

Д. 2.11.

3

Д. 2.12.

3

Д. 2.13.

3

Д. 2.14.

3

ИТОГО

 

Уровень сформированности компетенции ПК 2

 

Пределы оценочных характеристик. Уровень:  Достаточный

30 – 55

Пределы оценочных характеристик. Уровень:  Повышенный

56 – 75

Пределы оценочных характеристик. Уровень:   Высокий

75 – 90

4. Далее был проведен расчет оценочных характеристики каждого дескриптора, как произведение весового коэффициента дескриптора и оценочного балла дескриптора (строка 6 таблицы 4) и определена сумма оценочных характеристик дескрипторов (ячейка ИТОГО), которая  позволила судить об уровне сформированности компетенции.

Пределы суммы оценочных характеристик дескрипторов (ячейка ИТОГО), соответствующие уровню сформированности компетенции, также были дифференцированы методом экспертных оценок с привлечением специалистов образовательных учреждений высшего профессионального образования в зависимости от вида компетенции и ее вклада в общую подготовку студента. Пример заполненной оценочной матрицы приведен в таблице 5.

Таблица 5 – Заполненная матрица оценки уровня сформированности компетенции ПК 2

Дескриптор

Весовой коэффициент (от 1 до 3)

Уровни сформированности (достаточный – 1 балл, повышенный – 2 балла, высокий – 3 балла

Оценочная характеристика дескриптора

Д

П

П

Д. 2.1.

1

2

2

Д. 2.2.

3

2

6

Д. 2.3.

1

1

1

Д. 2.4.

2

1

2

Д. 2.5.

2

1

2

Д. 2.6.

3

3

9

Д. 2.7.

1

3

3

Д. 2.8.

1

2

2

Д. 2.9.

2

1

2

Д. 2.10.

2

2

4

Д. 2.11.

3

2

6

Д. 2.12.

3

3

9

Д. 2.13.

3

3

9

Д. 2.14.

3

3

9

ИТОГО

66

Уровень сформированности компетенции ПК 2

Повышенный

Пределы оценочных характеристик. Уровень:  Достаточный

30 – 55

Пределы оценочных характеристик. Уровень:  Повышенный

56 – 75

Пределы оценочных характеристик. Уровень:   Высокий

75 – 90

Таблицы представляют собой оценочные матрицы по компетенциям, составленные с учетом вышеизложенного подхода. Они могут быть легко внедрены в электронные таблицы ЕXЕL и уровень сформированности компетенции будет рассчитываться автоматически. Также они могут быть достаточно легко интегрированы в систему «Электронный деканат» в рамках которой также можно формировать целостные оценочные матрицы по профессиональным компетенциям за весь период обучения в образовательной организации, которые позволят более объективно оценить уровень подготовки выпускников образовательной организации

Применение разработанного средневзвешенного метода для оценки уровней сформированности профессиональный компетенций студентов в рамках учебных дисциплин показало высокую эффективности и объективность оценочных характеристик студентов. Можно полагать, что подобная  система могла бы способствовать также и повышению мотивированности студентов в процессе обучения, поскольку напрямую бы влияла на результат обучения, который стал бы для студентов жизненно важным.


Библиографический список
  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. –  192 с.
  2. Мирошин Д.Г., Костина О.В. модульный подход к организации корпоративной подготовки рабочих кадров // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 86 – 90.
  3. Герасименко А.Ю., Штерензон В.А. К вопросу об экспертных обучающих системах //Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 213-215.
  4. Miroshin D.G., Kostina O.V. Distance training of students with the application of the case-method // Образование: традиции и инновации. Прага, Чешская Республика, 2014. С. 319-321.


Все статьи автора «Мирошин Дмитрий Григорьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: