УДК 37.013.42

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Демина Светлана Андреевна
Казанский государственный университет культуры и искусств

Аннотация
Данная статья посвящена описанию основных характеристик понятия «социально-педагогическая технология», требований, этапов, критериев отбора. Также представлена классификация технологий по различным основаниям.

Ключевые слова: воспитательные и обучающие задачи, социально-педагогическая технология, социальный педагог, субъект и объект социально-педагогической деятельности


KEY FEATURES OF TECHNOLOGIES IN SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY

Demina Svetlana Andreevna
Kazan State University of Culture and Arts

Abstract
This article is devoted to the description of the main characteristics of the "socio-pedagogical technology" concept, as well as of its requirements, stages, and selection criteria. It also provides classification of technologies on various grounds.

Keywords: educational and training objectives, social teacher, socio-pedagogical technology, the subject and the object of social-pedagogical activity.


Библиографическая ссылка на статью:
Демина С.А. Основные характеристики технологий в социально-педагогической деятельности // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4196 (дата обращения: 13.07.2023).

Появление понятия “социально-педагогическая технология” большинство исследователей связывают с появлением научных основ социальной педагогики, датируя его 90-ми годами XX века. В это же время Россия переживает так называемый «мировоззренческий хаос», вызванный информационной открытостью страны и, как следствие, массовым навязыванием образов и стандартов западной культуры, главным образом американской [1]. Отголоски этого влияния ощущаются и в современной системе образования. Несмотря на то, что в настоящее время общество переживает новый этап своего развития, обусловленный  электронно-информационной революцией, которая оказывает решающее воздействие на все сферы общества, отголоски этого влияния ощущаются и в современной системе образования [2].

Развитие педагогической мысли влечет за собой изменения в содержательной и смысловой стороне родовых научных понятий. Так социально-педагогическая деятельность уже не рассматривается только как процесс усвоения  совокупности знаний, умений и способностей, связанных с регуляцией эмоциональной сферы личности и необходимых для эффективной социализации и коммуникации в процессе обучения [3], поскольку речь идет о необходимости определения ее места в системе педагогической науки.

Меняется не только содержание, но и характеристики педагогических процессов, так, например, некоторые исследователи указывают на  смещение акцента на формирование способности к участию в межкультурной коммуникации [4], объясняя это политическими и социальными переменами, происходящими в современном обществе и, как следствие, усилением взаимопроникновения культур.

В данной связи содержательная сторона понятия «педагогическая технология» также существенно расширилась и представляет собой формы, способы, приемы, средства, методы, с помощью которых осуществляется специальный подход в учебно-воспитательном процессе. Во-первых, применение педагогических технологий предполагает применение различных методов обучения, в том числе и технических, направленное на повышение эффективности воспитания и достижение поставленных обучающих задач [5], а во-вторых, внимательный отбор, систематизацию и контроль составляющих образовательного процесса, направленных на достижение определенного результата.

Следует отметить, что существует ряд требований, предъявляемых к педагогическим технологиям, такие как стратегическая программа по решению проблемы, план по достижению поставленной цели в виде алгоритма действий и операций, постоянная связь с объектом, разнообразие содержания и форм работы, система критериев деятельности социального педагога.

Рассматривая технологии социально-педагогической деятельности как практическую деятельность, для которой характерна рациональная последовательность использования различных методов и средств, необходимо отметить, что в основе данного технологического процесса лежит пять взаимосвязанных этапов: диагностика и прогнозирование, разработка подходящей технологии, подготовка к ее реализации, практическое применение и экспертно-оценочный. Выполнение всех вышеперечисленных этапов крайне важно в работе специалиста.

Следующей содержательной характеристикой социально-педагогических технологий является выделение ее наиболее существенных содержательных признаков, включающих в себя основной замысел автора; алгоритм действий, операций, коммуникаций в соответствии с поставленными целями и ожидаемым результатом; взаимная деятельность учащихся и учителя на основе принципов дифференциации и индивидуализации, дифференциации и диалогического общения; соответствие технологии требованиям государственного стандарта; степень ее воспроизводимости; диагностика  и измерение результатов деятельности [6, с. 11].

Итак, к настоящему времени известно множество социально-педагогических технологий, однако актуальным до сих пор остается вопрос об их классификации, что объясняется, прежде всего, необходимостью создания банка социально-педагогических технологий, отображающего их особенности и облегчающего их использование на практике.

Разработка классификации социально-педагогических технологий, во-первых, невозможна без выделения критериев, на основе которых и производятся отбор и группировка технологий. В общем, все технологии по характеру можно разделить на общие и специальные.

Во-вторых, следует учитывать и  цель деятельности, поскольку она определяет главное предназначение технологии, и, соответственно, модно выделить целевые или комплексные технологии.

В-третьих,  следует обратить внимание на характеристики объекта технологии: социальная составляющая  (школьник, студент, семья),  его возраст (ребенок, молодежь, пожилые люди), особенности отклонения от нормы (в поведении, эмоциях, быту) и количество объектов (лицо, группа, коллектив).

Четвертым критерием выступает место применения технологи, это могут быть образовательные учреждения или специализированные центры. И наконец, влияние на классификацию оказывает способ реализации и те методы, с помощью которых она осуществляется: игровая деятельность, проведение консультаций, применение основных или авторских методик.

Таким образом,  имеющиеся качественные характеристики  социально-педагогических технологий одновременно являются и основаниями для их классификации.  Систематизируя технологии применительно к решению основных проблем объекта, можно выделить  следующие основания: тип социально-педагогической технологии, назначение социально-педагогической технологии, субъект применения, объект применения,  место применения и способ реализации [7].

Следовательно, одной их характеристик понятия «социально-педагогические технологии» является наличие различных критериев или оснований для составления их общей классификации.

Так, например, по типу технологии выделяют общие и частные технологии. Общие технологии ориентированы на выявление социально-педагогической проблемы и ее разрешение (например, охрана и защита прав ребенка). Частные технологии направлены на решение определенной частной цели, задачи (например, консультирование).

Если за основу выбран критерий назначения технологии, то они подразделяются на технологии целевого или комплексного назначения. К первому типу, например, относятся технологии развития, воспитания, педагогической коррекции, а ко второму – предполагающие достижение одновременно нескольких целей -  охрана и защита прав ребенка или нарушения здорового образа жизни семьи.

По субъекту применения социально-педагогические технологии делятся в зависимости от личностных качеств педагога и, соответственно, учитывают уровень профессионализма и его специализацию. В свою очередь, в зависимости от объекта деятельности технологии разделяют на социальные, возрастные, личностные и количественные.

Выбирая за основу критерий места применения той или иной педагогической технологии, можно отследить насколько и в каких условиях ее применение является наиболее эффективным и оптимальным, что, соответственно, позволяет провести разграничение между технологиями, применяемыми в общем  или специальном образовательном учреждении, или по месту жительства объекта.

И, наконец, способ реализации или способ достижения поставленной цели также влияет на тип технологии, так некоторые из них опираются на один основной педагогический метод, в то время как другие – на несколько основных методов. Но, важно отметить, что в процессе накопления практического педагогического опыта, многие специалисты разрабатывают авторские специальные  методики технологии, что позволяет говорить о третьем типе.

В целом все социально-педагогические технологии делятся на общие и специальные. Первая группа представляет собой непосредственно социально-педагогическую работу, а вторая группа включает в себя социальную диагностику, социальную адаптацию, социальный контроль, социальное консультирование, социальную терапию, социальную реабилитацию, социальную профилактику и другие направления деятельности.

Таким образом, социально-педагогические технологии обладают рядом важных характеристик, таких как требования, предъявляемые к педагогическим технологиям, этапы практической деятельности социального педагога, критерии отбора технологий и непосредственно их классификация по различным основаниям.

Изучение и использование данных характерных особенностей позволяет объединять и систематизировать проверенные на практике технологии, выбирать наиболее оптимальный вариант технологии для практического применения, вносить необходимые коррективы, адаптировать имеющуюся технологию для решения новой социально-педагогической проблемы.

Создание, развитие и корректировка существующих социально-педагогических технологий в современном стремительно меняющемся мире остается актуальным направлением в педагогической науке, так как оно нацелено на развитие умения ориентироваться в новой обстановке, давать адекватные оценочные характеристики информации и социальным явлениям, что рассматривается как базовый элемент воспитания и обучения современного человека [8].


Библиографический список
  1. Демина С.А. Исторические характеристики социальной педагогики как отрасли знания // История и археология. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://history.snauka.ru/2015/02/1442 (дата обращения: 09.03.2015).
  2. Сатарова Л.Х. Современные методы межкультурной коммуникации в информационной системе Интернет // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2199 (дата обращения: 16.03.2015).
  3. Кириллова А.И. Формирование эмоционального интеллекта на занятиях иностранного языка // Современная педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/02/2130 (дата обращения: 17.04.2015).
  4. Галиаскарова Н.Г. Функционально-коммуникативный подход в формировании лексических навыков при изучении иностранных языков // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/12/5364 (дата обращения: 20.04.2015).
  5. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов и пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова . – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
  6. Галагузова Методика и технологии работы социального педагога. /Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаевой. – М., 2004.
  7. Энциклопедия образования / Акад.пед.наук Украины; главный редактор В.Г. Кремень. – К., Юринком Интер 2008, 1040 с.
  8. Демина С.А. Значение культурного многообразия в интеграции современного культурно-образовательного пространства // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2792 (дата обращения: 05.11.2014).


Все статьи автора «Svetlana Demina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: