УДК 378.147

НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Возмитель Ирина Георгиевна
Международный университет «МИТСО», Беларусь

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития и современного состояния виртуального образовательного пространства, раскрыта необходимость практической реализации интернет-технологий в учебном процессе, приведены примеры, актуализированные автором. В заключении обозначены тенденции дальнейшего развития виртуализации с учетом программы информатизации Республики Беларусь.

Ключевые слова: виртуальное образовательное пространство, интернет-технологии, информационное общество, подготовка магистрантов, самостоятельная работа студентов, университет


A NEW EDUCATIONAL PARADIGM IN THE INFORMATION SOCIETY

Vozmitel Irina Georgievna
International University "MITSO", Belarus

Abstract
The article discusses the development and current state of a virtual educational space, reveals the need for practical implementation of Internet technologies in the educational process, gives examples updated by the author. In conclusion, the author mentions the tendencies of further virtualization development according to the informatization program of the Republic of Belarus.

Библиографическая ссылка на статью:
Возмитель И.Г. Новая образовательная парадигма в информационном обществе // Современная педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/06/4357 (дата обращения: 01.10.2017).

Виртуальное образовательное пространство, виртуальная среда обучения – термины и понятия, которые являются уже неотъемлемой составляющей современного информационного общества. Исторически сложно проследить  первоначальное появление этого технологического и методологического приема образовательной парадигмы.

Общепринято считать, что виртуальные технологии были применены впервые в 1960-х годах и представляли собой комплекс специальных тренажеров, на которых пилоты осваивали способы управления самолетом.

Далее виртуальная методология стала использоваться во многих областях человеческой деятельности: в медицине, биотехнологии, разработке дизайна, маркетинге, искусстве, эргономике, индустрии развлечений, подготовке космонавтов и т.д. То есть, там, где требуется моделирование реальных процессов, именно виртуализация является  весьма продуктивным приемом.

Перечисленные примеры позволяют дать определение термина «виртуальное образование» как обучение в обучающейся среде, в которой преподаватель и студент разделены во времени иили пространстве, а содержание курса предоставляется преподавателем с использованием мультимедийных ресурсов, интернета и видеоконференций. Студенты получают контент и общаются с преподавателем также с использованием мультимедийных технологий, интернета и видеоконференций.

Ключевыми особенностями  [1] виртуального процесса являются:

  • его предварительное неопределенность для субъектов этого взаимодействия;
  • уникальность для каждого рода их взаимодействия, в том числе объектов образования;
  • существование только во взаимодействии.

Виртуальный процесс происходит в соответствующем виртуальном пространстве, свойства которого характеризуются похожими атрибутами и наличием специальных виртуальных объектов.

Заметим, что существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации преподавателей, студентов и учебных объектов невозможно.

Таким образом, виртуальный образовательный  процесс не сводится только к телекоммуникациям. Это может произойти (и происходит) в обычном взаимодействии лицом к лицу преподавателей, студентов и исследуемых объектов (например, новых знаний).

Исследования показывают, что современная молодежь относится к совместной работе, как к чему-то естественному. Особенности “цифрового поколения” подробно описаны в работах Дона Тэпскотта (Don Tapscott – 1999, 2009), Вима Вина (Wim Veen – 2007) и некоторых других авторов. Молодые люди используют социальные сети для обсуждения всех аспектов своей жизни. Студенты не ожидают от университета никаких технологических ограничений. Они предполагают, что технология должна быть доступна повсюду и что они смогут и дома, и в аудитории пользоваться любыми технологическими средствами, способными помочь им в учебе.

Процессы, происходящие в развивающемся информационном обществе,  приводят к трансформации способов взаимодействия между учителями и обучаемыми, и именно это «создает потребность в пересмотре привычных способов организации учебного пространства. Стратегия технологически насыщенного обучения, прежде всего, должна быть основана на модели, требующей ясной постановки задач и эффективной подготовки» [2] студентов к реальной жизни и работе в XXI столетии.

Произошедшие перемены четко выражены в одной из аналитических публикаций о метатрендах последнего десятилетия XXI столетия [3] (опубликованы на данный момент 10 пунктов из 100):

  1. Мир труда становится все более глобальным.
  2. Люди хотят работать, учиться, общаться и играть, когда и где они хотят.
  3. Интернет становится глобальной сетью мобильной связи.
  4. «Облачные технологии» облегчают быстрый рост онлайн-видео и мультимедиа.
  5. Принцип открытости превалирует –  а именно: открытый контент, открытые данные, открытые ресурсы; «прозрачность» и легкий доступ к данным и информации.
  6. Правовые понятия собственности и частной жизни отстают от практики применения в обществе.
  7. Углубляются реальные проблемы доступа, эффективности и масштаба переосмысления качества жизни, информации и успеха.
  8. Интернет постоянно призывает нас переосмыслить обучение и образование, пересматривать наше представление о грамотности.
  9. Существует рост неформального обучения, пересматриваются индивидуальные потребности обучения, функционирование школ, университетов.
  10. Бизнес-модели экосистемы образования меняются. Библиотеки пересматривают свою миссию, школы и университеты пытаются сократить расходы на образование.

Образовательная парадигма информационного общества подразумевает трансформацию традиционной формулы «знания, умения и навыки» в соответствии с изменившимися требованиями социума.

Перечислим необходимые качества, которые имеют высокий ранг в перечне профессиональных компетенций специалиста:

- овладение способами непрерывного приобретения новых знаний;

- умение учиться самостоятельно;

- освоение навыков работы с любой информацией, разнородными и противоречивыми данными;

- формирование навыков креативного типа мышления.

Каждый из этих пунктов подразумевает грамотное и уверенное использование интернет-инструментов (термин, который появился недавно, но уже широко применяющийся) для работы с информацией, которая  остается творческим процессом.

Критическое восприятие информации и оценка ее точности и корректности находится в прямом соответствии с образованностью человека, с уровнем воспитанности его эстетического  чувства. Каждый человек владеет своего рода фильтром, или, словами А.Пуанкаре, «тонким решетом», действующим на уровне глубинных структур сознания, а именно — «специальной эстетической чувствительностью» [4], т.е. способностью воспринимать гармоничность и красоту получаемой информации.

Задача педагогики – развивать не только образованность обучаемых, но и развивать «эстетическую чувствительность», которая вместе с широким профессиональным кругозором позволит осознать качество поступающей информации, выбрать корректный вариант, и в конечном итоге не совершить ошибки в работе, которые могут привести к фатальным глобальным последствиям.

Решение этой задачи – применять в учебном процессе интернет-технологии для обучения владению интернет-инструментами на профессиональном уровне, широко использовать задания для самостоятельной работы студента, причем в алгоритм выполнения задания обязательно включать работу с интернет-источниками, создание мультимедийных файлов и т.д. Взаимодействие преподавателя и студента в образовательном виртуальном пространстве есть естественно-необходимое условие, гарантирующее подготовку высококвалифицированного специалиста информационного общества [5].

Соответствовать самым высоким мировым стандартам в образовании – основополагающий принцип Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО». Реализация данного принципа осуществляется оперативным реагированием на инновационные вызовы современности. Стратегия технологически насыщенного обучения, реализуемая в Международном университете «МИТСО»,  позволяет студентам этого вуза выработать в виртуальной образовательной среде необходимые навыки работы с интернет-инструментами.

Активно используются не только внутренняя корпоративная сеть вуза, но также внешние интернет-сервисы обучения, предлагающие образовательные услуги свободного доступа (например, Интернет-Университет Intuit.ru). Как показала практика, студенты не только совершенствуют навыки работы в интернете, но и получают для своего «портфолио» весомые квалификационные свидетельства, которые будут отличной характеристикой молодого специалиста.

Работа с курсами, предлагаемыми Национальным открытым интернет-университетом «ИНТУИТ», проводится автором также и на втором уровне высшего образования. Магистранты Международного университета «МИТСО» также получают дипломы и сертификаты online. Более того, результаты работы с учебной дисциплиной «Основы информационных технологий» экономисты и юристы размещают на своем личном сайте-визитке, который конструируется с использованием возможностей, предоставляемых инструментами Google:  создание документов на «облачных» сервисах, совместная работа с документами online, обработка данных и т.д. Варианты заданий и инструкций для студентов и магистрантов представлены на сайте автора [5].

Прозрачность идеологии и привычность интерфейса социальных сетей для большой части интернет-пользователей позволяет сэкономить учебное время и сразу же начать взаимодействие преподавателя и студента в новом виртуальном коммуникативном пространстве. Решается вопрос самостоятельной внеаудиторной учебной работы студентов, обеспечивается непрерывность, системность и последовательность учебного процесса. И, далее, отметим также рациональность применения так называемых «облачных» технологий в образовательном процессе, которые делают возможным доступ к внешним источникам информации (аутсорсинг). Чтобы в полной мере воспользоваться предоставляющимися возможностями, необходимы изменения в традициях поддержки и использования информационно-коммуникационных технологий для целей исследования, обучения, преподавания (не только в высшей школе) и управления университетами. Обращение к источникам в «облаке» является одним из путей удовлетворения спроса на вычисления и отдельные приложения, или же потребностей в более широком и долгосрочном использовании услуг по поддержке и обработке информации

Таким образом, университет включается все больше и больше в единое виртуальное образовательное пространство, соответствуя одному из основных метатрендов последнего десятилетия, выделенных в одном из докладов ЮНЕСКО:

«Люди хотят работать, учиться, общаться и играть, когда и где они хотят».

Важность новых образовательных технологий подчеркивается и в действующей «Национальной программе ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы» [6]. Одна из 9-ти подпрограмм – «Электронное обучение и развитие человеческого капитала».

Отметим, что использование учебных материалов в электронном виде и включение интернет-технологий в учебный процесс стало уже показателем высокой профессиональной компетенции преподавателя ВУЗа. [7]

Необходимо отметить следующий факт: в настоящее время уже ставится вопрос о возможности использования  информации в интернете не только при подготовке к экзамену, но и непосредственно на экзамене. Действительно, экзамен – это проверка знаний.  Но во время учебы студенты постоянно используют поисковые сервисы, с помощью которых результативнее подготовить вдумчивые и проработанные ответы на экзамене. Например, во время тестов по математике разрешают пользоваться калькуляторами, а на некоторые экзамены по истории можно брать книги. Изменяется непосредственно критерии оценки знаний и умений, большое значение  приобретает глубокое осознавание изучаемой дисциплины, и главное – профессиональное умение владеть интернет-инструментами поиска именно корректной информации.

Основная цель образования человека в целом – это  выявление и достижение им своей миссии в реальном мире. Поскольку реальный мир сейчас включает в себя виртуальное пространство, создание виртуальной образовательной среды для разных уровней образовательных учреждений является естественно-необходимой и жизненно важной задачей.


Библиографический список
  1. Khutorskoy Andrey. Domestic preconditions of philosophy of virtual education in Russia [Electronic resource] // Eidos. Internet-Magazine.-2005.- Mode of access: http://www.eidos.ru/eng/journal/domestic.htm. – Date of access: 15.04.2015.
  2. Селинджер М. (Michelle Selinger ). Современное обучение: взаимодействие между педагогикой, учебным пространством и технологией / COMPRICE.ru: сетевой журнал. 2010. URL: http://www.comprice.ru/articles/detail.php?ID=443169 (дата обращения: 20.04.2015).
  3. DeSantis N. New Media Consortium Names 10 Top ‘Metatrends’ Shaping Educational Technology [Electronic resource] // The Chronicle of Higher Education. – February 1, 2012. – Mode of access: http://chronicle.com/blogs/wiredcampus/new-media-consortium-names-10-top-metatrends-shaping-educational-technology/35234. – Date of access: 10.04.2015.
  4. Пуанкаре А. «Mathematical Creation»: Наука и метод. СПб., 1910.
  5. Информационные технологии в МИТСО / wewbuniver.by: учебный сайт. – URL: https://www.webuniver.by (дата обращения: 25.04.2015).
  6. Об утверждении Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28.03.2011, №384. / Электронный ресурс. – URL: http://www.government.by/ru/solutions/1616 (дата обращения: 20.04.2015).
  7. Возмитель И.Г. Некоторые особенности образования в изменяющемся социуме // Европейская конференция по устойчивому развитию: сб. тезисов науч. статей, Минск, 15-18 мая 2013г. – Минск : Евразийский центр развития интеллектуальных ресурсов, 2013. – С.50-54.


Все статьи автора «Irina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: