УДК 37.02

МОДЕЛИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ, РАЗВИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Пряхина Екатерина Олеговна1, Симдянкина Елена Константиновна1
1Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, студент

Аннотация
В статье раскрываются условия способствующие развитию творческой активности учащихся начальных классов. Приведены рекомендации по организации работы с учащимися младших школьников, способствующей повышению творческой активности.

Ключевые слова: младшие школьники, творческая активность, учебные задачи


MODELING LEARNING TASKS, DEVELOPING CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS

Pryahina Ekaterina Olegovna1, Simdyankina Elena Konstantinovna1
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, student

Abstract
The article describes the conditions conducive to the development of creative activity of students in primary classes. Recommendations on organization of work with pupils of younger school students, contributing to enhancing creativity.

Keywords: creative activity, educational objectives, junior schoolchildren


Библиографическая ссылка на статью:
Пряхина Е.О., Симдянкина Е.К. Моделирование учебных задач, развивающих творческую активность учащихся // Современная педагогика. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2016/11/6342 (дата обращения: 12.07.2023).

Одной из ключевых и основных задач современной школы является воспитание творческой личности, а также развитие творческих способностей у учащихся. Все это связанно со значительными изменениями в социальной, экономической и культурной жизни современного общества, а также введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в основе которого лежит личностно-ориентированное обучение. Вследствие этого современная школа переориентируется на организацию нового уровня учебно-воспитательной работы, нацеленной на развитие творческих возможностей младшего школьника.

Развитию творческих способностей школьников, расширению словарного запаса, развитию логического мышления способствуют применение в школе различных систем и технологий исследовательского характера. Ведущим является метод проектирования, об этом отмечают такие специалисты, как С.Г. Батищев, Н.А.Бердяев, В.М.Бехтерев, Л.С. Выготский, В.В.Зеньковский, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейн, В.С.Соловьев, Г.Г. Шлет и другие. В настоящее время педагоги и психологи пытаются найти наиболее эффективные способы моделирования учебных задач, способствующие развитию творческой активности младших школьников, что доказывает актуальность выбранной темы.

Анализ работ Л.И. Аристовой, В.А. Моляко, А.В. Петровского, Т.И. Шамовой, В.А. Левина, В.И. Слободчикова позволил определить, что под творческой активностью понимается сформированное качество, выражающее интенсивность деятельности по созданию нового продукта или совершенствованию существующего.

Моделирование учебных задач – это уточнение концепции или технологической идеи обучения; соотнесение цели урока с целями учебной темы, определение типа и вида  (тип – отражает особенности построения от ведущей методической задачи, вид – отражает ведущий метод обучения).

Такие ученые, как В.А. Левин, Н.П. Аникеева, Е.В. Коротаева считают учебную задачу существенно отличающейся от многочисленных частных задач, которые входят в тот или иной класс. Так, имея дело с частными задачами, школьники овладевают столь же частными способами их решения. Учащиеся начальной школы усваивают этот способ путем перехода мысли от частного к общему. Вместе с тем при решении учебной задачи школьники первоначально овладевают общим способом решения частных задач. Учебную задачу школьники решают, выполняя определенные действия. Решая учебную задачу, школьники анализируют фактический материал с целью обнаружения в нем некоторого общего отношения, имеющего закономерную связь с различными проявлениями этого материала, выводят на основе абстракции и обобщения частные отношения данного материала и их объединения (синтеза) в некоторый целостный объект, овладевают в этом аналитико-синтетическом процессе общими способами построения изучаемого объекта.

Для развития творческой активности наиболее актуальными будут следующие педагогические условия: создание проблемно-поисковых ситуаций; создание потребностей учащихся к активной творческой деятельности; создание ситуации успеха.

Базой экспериментального исследования послужила МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Биробиджан. В эмпирическом исследовании приняли участие 25 младших школьников.

На основе различных подходов к проблеме развития творческой активности и оценки его эффективности (Л.И. Аристовой, В.А. Моляко, А.В. Петровского, Т.И. Шамовой, В.А. Левина, В.И. Слободчикова) были определены критерии и показатели уровней творческой активности младших школьников:

- когнитивный (знание понятия «творчество» и оперирование с ним, наличие представлений о творчестве),

- мотивационно-потребностный (отношение к творческим упражнениям; развитие творческих способностей; стремление к самовыражению, оригинальности)

- деятельностный (предложение новых решений в процессе учебной деятельности; проявление нешаблонности, креативности, оригинальности мышления; участие в коллективной творческой деятельности).

В качестве методов исследования были выбраны: тест – игра «Вопрошайка» (М.Б. Шумакова), тест креативности П. Торранса, методика «Придумай новую сказку» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Результаты теста-игры «Вопрошайка» показали, что высокий уровень развития нешаблонности и креативности выявлен у 40% испытуемых. Вопросы школьников с высоким уровнем были довольно широкого охвата предметов, представленных на картинке. Дети задавали по три-четыре вопроса к каждой картинке, тип вопроса встречался как вопрос-гипотеза, так и причинные вопросы.

Средний уровень развития нешаблонности и креативности выявлен у 32% испытуемых. Младшие школьники, при составлении вопросов, охватывали не все предметы, изображенные на картинках. Ими было составлено по два – три вопроса к каждой картинке. Преобладающим типом вопросов был определительные и причинные вопросы.

Низкий уровень развития нешаблонности и креативности выявлен у 28% испытуемых. Младшие школьники этой группы охватывали вниманием только центральные предметы, изображенные на картинках. К каждой картинке было задано по одному вопросу, редко отмечалось по два. В этой группе преобладали устанавливающие вопросы.

По результатам методики «Придумай новую сказку» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), можно сделать вывод о том, что высокий уровень проявления творческих способностей имеют 36% младших школьников, содержание их рассказов – сказок было эмоционально насыщено, отмечался один сюжет и учащиеся его придерживались, даже в конце рассказа – сказки. Замысел рассказа – сказки соответствовал названию и героям. Дети давали словесное описание внешнего облика каждого героя. Соблюдалось логическое построение текста.

Средний уровень проявления творческих способностей имеют 28% младших школьников. Содержание рассказов – сказок этой группы учащихся, было эмоционально насыщено. Также отмечалось  наличие сюжета. Замысел составленного высказывания соответствовал названию и героям. У некоторых детей было неточное описание внешнего облика персонажей.

Низкий уровень проявления творческих способностей имеют 36% младших школьников. Содержание составленного рассказа – сказки было не достаточно эмоционально насыщено. При сочинении своего рассказа – сказки, учащиеся просто перечисляли действия персонажей, не было словесного описания внешнего облика персонажей, обстановки.

Тест креативности П. Торранса показал, что высокий уровень развития творческого мышления и воображения, креативности выявлен у 24% младших школьников. В рисунках детей некоторые фигуры были объединены в один сюжет. При этом каждый учащийся давал оригинальное название своему рисунку «Лесная жизнь птиц», «В морской пучине» и так далее.

Средний уровень развития творческого мышления и воображения, креативности выявлен у 36% младших школьников. Учащиеся изображали цифры, буквы, либо лес, некоторые дорисовывали фигуры до лица человека, головы птицы. Каждый ребенок давал своему рисунку следующие названия: «Птица», «Буквы», «Лицо», то есть названия не отличались оригинальностью и повторяли то, что было нарисовано.

Низкий уровень развития творческого мышления и воображения, креативности выявлен у 40% младших школьников. Учащиеся с низким уровнем каждый рисунок дорисовывали до определенной буквы, либо рисовали звуковые волны или определенные предметы, не объединенные каким-то сюжетом. Практически не давали названий своему рисунку.

Таким образом, обобщая результаты исследования по трем методикам, мы видим, что младшие школьники показали низкие результаты, что свидетельствует о ригидности мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала. Идеи, предлагаемые младшими школьниками, мало отличались от очевидных и общеизвестных. Следовательно, с экспериментальным классом необходимо организовать такую работу, чтобы она способствовала развитию творческой активности учащихся младших классов.

Для организации работы с учащимися младших школьников, способствующей повышению творческой активности мы разработали рекомендации:

Эмоционально насыщать урок, создавать доброжелательный эмоциональный фон в работе учителя и учащихся.

Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их творческую и познавательную активность в том, что:

- стимулируют и поощряют сами акты познавательной активности учащихся со стороны педагога;

- на каждом занятии предоставляют учащемуся возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

- производят организацию домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;

Если строить занятия с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, то это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения.

Развитию творческой активности, мотивации учения способствуют дидактические игры. С помощью игр удается углубить и закрепить полученные знания, развить приобретенные навыки.

Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока.

Игра должна быть доступной для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам.

Игра должна быть посильной, но в то же время содержать некоторые трудности, требующие от ученика напряжения внимания, памяти.

Особое внимание следует уделять играм, требующим от детей преобразующей и поисковой деятельности.

Мы предлагаем следующую классификацию игровых технологий по уровню деятельности учащихся:

- Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. В группу этих игр входит выполнение детьми действий по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, улучшают чтение, формируется грамматически правильное письмо. В этой группе игр используются такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

- Игры, в процессе которых учащиеся выполняют воспроизводящую деятельность. Сюда относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания.

- Игры, в которых заложена контролирующая деятельность.

- Игры на комбинирование: игры со спичками, задачи на развитие логического мышления, шашки, шахматы, головоломки – предполагают создание новых комбинаций из имеющихся элементов, деталей, предметов.

- Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками – формируют умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить последовательность действий, что выполняется раньше, а что позже.

- Игры на формирование умения анализировать: найдите пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы – предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает». Младшим школьникам очень нравятся такой вид игр, так как они любят сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересен поиск недостающего.

Игровые ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правила, что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе.

Многочисленные публикации свидетельствуют о том, что игровые методики и другие технологии, способствующие развитию творческой личности, остаются актуальными для школьников среднего и  старшего возраста и даже для студентов [1-4].

Таким образом, развивая творческую активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.


Библиографический список
  1. Баженов Р.И. Об организации деловых игр в курсе «Управление проектами информационных систем» // Научный аспект. 2014. Т. 1. № 1. С. 101-102.
  2. Горянская А.О., Штепа Ю.П. Использование игровых технологий при изучении систем счисления в школьном курсе информатики // Современная педагогика. 2014. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/3011.
  3. Козлов С.В. Использование графических решений в разработке развивающих игр на занятиях по информатике в школе физико-математического профиля // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-2 (44). С. 20-29.
  4. Лавский С.А., Баженов Р.И. Дидактическая игра по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» // Современная педагогика. 2014. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2980.
  5. Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика, 2011. – 156 с.
  6. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. – М.: Высшая школа, 2013.  – 150 с.
  7. Тряпицина А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. – СПб.: Мозаика-Синтез, 2009. –  91 с.
  8. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 2012. – 315 с.


Все статьи автора «Симдянкина Елена Константиновна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: