УДК 378.1; 371.3

САМОРАЗВИТИЕ В МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИКИ РАЗВИТИЯ

Похоруков Олег Юрьевич1, Дробышев Владимир Владимирович2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат педагогических наук, доцент
2Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, ведущий инженер

Аннотация
В статье описаны возможности детерминации будущими педагогами по физической культуре категории «саморазвитие», определены особенности изучения категории «саморазвитие» в модели профессионального образования. Возможности научной педагогики в решении задач детерминации категориального аппарата позволяют уточнять понятийный аппарат педагогического знания, основы педагогического моделирования и педагогического проектирования определять и решать задачи, непосредственно связанные с профессионально-трудовыми функциями и формируемыми компетенциями.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, культура самостоятельной работы, самореализация, социализация, физическая культура, физическое воспитание


PERSONAL DEVELOPMENT IN THE MODEL OF SOCIAL PEDAGOGY AND PEDAGOGY DEVELOPMENT

Pokhorukov Oleg Yurievich1, Drobyshev Vladimir Vladimirovich2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of pedagogical sciences, associate professor
2Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
3National Research Nuclear University «MEPhI», Moscow, Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, senior engineer

Abstract
The article describes the possibilities of determination of future teachers of physical culture category of "self-development", defined features of studying of "self-development" category in professional education model. Possibilities of scientific pedagogy in solving the problems of determination of categorical apparatus allow to refine the conceptual apparatus of pedagogical knowledge, pedagogical basics of modeling and pedagogical design to identify and solve problems directly related to the professional job functions and competencies generated.

Keywords: health and a healthy lifestyle, physical culture, physical education, self-realization, socialization, the culture of independent work


Библиографическая ссылка на статью:
Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Саморазвитие в модели социальной педагогики и педагогики развития // Современная педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6570 (дата обращения: 26.05.2017).

Саморазвитие как категория современной педагогики в спектре разделов и дисциплин – многомерная модель решения задач формирования опыта социальных отношений и способов решения задач формирования научного мировоззрения в модели ведущей деятельности и общения.

Специфика детерминации и уточнения категории «саморазвитие» в ресурсах научного знания в социальной педагогике определяется особенностями построения отношений с различными социальными группами, определяющими цель и особенности решения задач в модели культуры и деятельности, гарантирующих в единстве решения и оптимизации успешное включение развивающейся личности в социально-образовательные и профессионально-трудовые отношения.

Возможность уточнения и детализации категории «саморазвитие» в структуре продуктивного изучения основ педагогики развития связаны с условиями гуманистического познания возможностей развития личности в структуре социальных отношений и профессионально-трудовых отношений.

Определим работы [1-31] в качестве конструктов и продуктов использования технологии системно-педагогического моделирования в модели продуктового развития и саморазвития личности как ценности всех социально и профессионально значимых преобразований и оптимизации основ развития и самоутверждения в модели деятельности и общения.

Структура продуктивного выбора личности определяется качественно построенным педагогическим взаимодействием с обучающимся, в системе норм и практики решения противоречий целостного педагогического процесса.

Определим понятие «саморазвитие» в структуре широкого, узкого и локального смыслов современного научного знания в конструктах использования педагогического моделирования и основ современной педагогики развития и социальной педагогики.

Саморазвитие в широком смысле – педагогический ресурс воспроизводства самостоятельного выбора личностью продуктивных форм самовыражения, саморелаксации, самореализации и сотрудничества, гарантирующих в единстве успешное достижение личностью высоких результатов в персонифицированном выборе и социально-профессиональной регламентации основ продуцирования конкурентоспособных услуг и товаров в модели науки, образования, искусства, культуры, творчества и прочих направлений самореализации и социализации личности.

Саморазвитие в узком смысле – процесс качественного учета персонифицированных возможностей личности в модели самостоятельного, продуктивного поиска оптимальных возможностей достижения личностью высот в модели идеального и материального воспроизводства антропологически обусловленного научного знания, гарантирующего личности и обществу успешное, пролонгированное сосуществование.

Саморазвитие в локальном смысле – процедура акмеверификации качества постановки и достижения цели собственного развития в модели социально и профессионально значимых приоритетов продуцирования идеальных и материальных средств самосохранения и самоорганизации.

Саморазвитие личности в широком смысле – продукт эволюции личностно ориентированных технологий, определяющий способность личности к самоорганизации и акмеверификации качества целеполагания и результативности деятельности базовыми механизмами всех происходящих во внутриличностном становлении особенностями и персонифицированными продуктами.

Саморазвитие личности в узком смысле – процесс целостного самопознания личности, в результате которого личность самостоятельно определяет мотивы и цели своего развития в системном анализе конкурентоспособных отношений и способов решения задач сотрудничества и общения.

Саморазвитие личности в локальном смысле – процедура акмеверификации ситуативно определяемых противоречий, в ресурсах которых личность самостоятельно решает задачи выбора направления и глубины самопознания и качества, продуктивности самореализации, в основе которых определяются условия описываемой процедуры и явления.

Саморазвитие обучающегося в широком смысле – процесс акмеверификации качества включения обучающегося в системе научно-образовательных технологий гарантирующих личности обучающегося своевременное, персонифицированное решение задачи «хочу, могу, надо, есть».

Саморазвитие обучающегося в узком смысле – механизм формирования ценностно-смысловых ориентаций обучающегося на качественное решение задач самостоятельного развития в модели культуры (культура самостоятельной работы), образования (высокие персонифицированные достижения в системе научных конференций, симпозиумов, конкурсов, проектов и пр.), спорта (высокие спортивные достижения личности с учетом особенностей развития и половой принадлежности) и пр.

Саморазвитие обучающегося в локальном смысле – процедура качественного ситуативного решения задач самостоятельного поиска в культуре сотрудничества и самовыражения, гарантирующий успешную социализацию личности в антропопространстве (воспитательно-образовательная среда является частным случаем).

Выделенные модели определят возможность построения научно-педагогического поиска в структуре профессионально-трудовых отношений педагога по физической культуре и тренера по избранном виду спорта.


Библиографический список
  1. Грецкая К. С., Платоненко А. И., Похоруков О. Ю. Подготовка будущего педагога по физической культуре к реализации идеи здоровьесбережения как социально-педагогическая проблема // Тенденции развития психологии и педагогики : сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 20 сент. 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.11-13.
  2. Грецкая К. С., Похоруков О. Ю., Острякова С. В. Педагогические условия реализации идей здоровьесбережения в работе со слушателями курсов переподготовки // Наука третьего тысячелетия : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 5 сентября 2014г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.112-114.
  3. Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Качество профессионально-педагогической деятельности в структуре верификации условий продуктивной самореализации личности // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 апреля 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.107-108.
  4. Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Некоторые возможности уточнения категории «социализация» в структуре педагогического взаимодействия // Инновационные процессы в психологии и педагогике : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 февраля 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 34-36.
  5. Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 5-10.
  6. Дробышев В.В., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Возможности изучения курса «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12582
  7. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  8. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. С.1110-1114.
  9. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе изучения педагогами-аспирантами курса по выбору «Педагогическое моделирование в высшем образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61222
  10. Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Изучение факультатива «Инновационная педагогика» в модели адаптивного знания в подготовке обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки – 13.00.08 Теория и методика профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61189
  11. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник педагогических инноваций. 2007. №4 (12).  С.52-65.
  12. Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал.  2011. № 6. С.54-73.
  13. Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
  14. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
  15. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13555
  16. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. №12 (165). С.129-135.
  17. Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
  18. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.
  19. Кудамасов А.А., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации, детализации и верификации качества организации педагогической деятельности в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57650
  20. Похоруков О.Ю., Домилложоннов Х.Б., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые возможности детерминации категории «воспитание» в структуре подготовки будущих учителей физической культуры // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5008
  21. Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
  22. Похоруков О.Ю., Омельченко М.Г., Свинаренко В.Г. Некоторые способы постановки и решения проблемных и продуктивных задач в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6159
  23. Похоруков О.Ю., Содиков А.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации категории «обучение» в модели подготовки будущего педагога // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5137
  24. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  25. Свинаренко В.Г., Похоруков О.Ю., Содиков А.С. Некоторые детерминанты развития и саморазвития личности в модели современного образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70186
  26. Свинаренко В.Г., Похоруков О.Ю., Содиков А.С. Педагогические технологии моделирования и проектирования анкет в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5906
  27. Свинаренко В.Г., Содиков А.С., Похоруков О.Ю. Некоторые особенности использования исторического подхода в изучении социально-педагогического знания // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/08/7016
  28. Свинаренко В.Г., Содиков А.С., Похоруков О.Ю. Педагогические условия социализации и самореализации личности в карате // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16002
  29. Чернопазов Р. В., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности продуктивного самосовершенствования в постановке и верификации задач самореализации будущего педагога по ФК // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.104-106.
  30. Шеянов П. А., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности педагогического моделирования в детерминации основ педагогического взаимодействия // Актуальные проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 сентября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.228-230.
  31. Южанин М. С., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Педагогическая поддержка как форма педагогического сотрудничества и взаимодействия // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 58-60.


Все статьи автора «FFK NIF KemSU»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: