УДК 378.147

ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Сергеева Наталья Митрофановна1, Зюкин Данил Алексеевич2
1ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, кандидат фармацевтических наук, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента
2ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента

Аннотация
В статье представлено методическое обеспечение учебных дисциплин, изучение которых будет способствовать формированию практических навыков и умений, обучающихся по организации предпринимательской деятельности в здравоохранении. В работе выделены наиболее важные положения организации предпринимательской деятельности в медицинских организациях, которые следует рассматривать в ходе аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: бизнес активность, медицинский университет, образовательный процесс, предпринимательство, системы здравоохранения


STUDYING THE BASICS OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITIES IN MEDICAL UNIVERSITY

Sergeeva Natalia Mitrofanovna1, Zyukin Danil Alekseevich2
1Kursk State Medical University, candidate of science of pharmacy, senior lecturer of the department of economy and management
2Kursk State Medical University, candidate of science of economy, senior lecturer of the department of economy and management

Abstract
There has been presented the methodological support of educational disciplines, the study of which will contribute to the formation of practical skills of students in entrepreneurial activities in health care in the article. There has been revealed the most important provisions of the organization of business activities in medical organizations that should be considered in the course of classroom and independent work of students in the article.

Keywords: business activity, educational process, entrepreneurship, healthcare, medical university


Библиографическая ссылка на статью:
Сергеева Н.М., Зюкин Д.А. Изучение основ предпринимательской деятельности в медицинском вузе // Современная педагогика. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6598 (дата обращения: 01.10.2017).

В современных условиях для медицинских организаций  предпринимательская деятельность по оказанию платных медицинских услуг (ПМУ) является достаточно актуальной, перспективной и востребованной. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012г. N1006, ПМУ – это медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования. Предпринимательством в здравоохранении  следует считать деятельность организаций и частных лиц, направленную на укрепление и улучшение состояния здоровья граждан, позволяющую возместить затраты на осуществление этой деятельности и периодически получать прибыль за счет потребителей медицинских услуг или финансирующих их лечение лиц и организаций [3].

Исходя из этого, основной целью оказания ПМУ является более полное удовлетворение потребностей населения в различных видах медицинской помощи. При этом стратегическая задача оказания ПМУ – обеспечить качественное и своевременное оказание медицинских услуг, не гарантированных государством в качестве обязательных. Следует назвать и наиболее важные тактические задачи, решаемые медицинской организацией в результате внедрения ПМУ. С одной стороны, это улучшение финансовых показателей деятельности организации и укрепление ее материально-технической базы, с другой стороны, это расширение объемов и видов медицинской помощи, что способствует максимальному удовлетворению спроса населения на медицинские услуги.

Нами разработано методическое обеспечение учебных дисциплин, изучение которых будет способствовать максимальному формированию практических навыков и умений, обучающихся по организации предпринимательской деятельности в здравоохранении. Оно включает два взаимосвязанных этапа: изучение организационно-правовых основ предпринимательской деятельности медицинских организаций и разработку бизнес-плана внедрения и продвижения ПМУ. Полученные знания студенты успешно применяют при выполнении выпускных квалификационных работ на базах медицинских организаций. На кафедре имеются социальные заказы и акты внедрения по выполненным исследованиям. Как правило, тематика таких работ может иметь следующие названия: «Разработка бизнес-плана внедрения и продвижения новой медицинской услуги (на материалах ОБУЗ «Городская больница №1»),  «Совершенствование предпринимательской деятельности медицинской организации с помощью инструментов бизнес-планирования (на материалах ООО «Медицинский центр») и т.д. [2].

В ходе изучения таких дисциплин как «Основы предпринимательства и самозанятости», «Управление предпринимательской деятельностью», «Рынок медицинских услуг» и т.д. очень важно включить в тематические календарные планы лекций и практических занятий организационно-правовые особенности предпринимательской деятельности в здравоохранении. Студенты в рамках выполнения самостоятельной работы могут дополнительно изучить эти вопросы и оформить изученный и проанализированный материал в виде доклада, реферата, курсовой работы, выступить на конференции и т.д. [1]. Для этого, прежде всего, необходимо изучить нормативно-законодательную базу, регламентирующую современный рынок ПМУ, включающую на сегодняшний день:

1.                Федеральные законы:

-                   №323-ФЗ  от 21 ноября 2011г. « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. 26.04.2016 N 112-ФЗ);

-                   №326-ФЗ  от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016).

2.                Постановления Правительства РФ:

-                   №1382 от 19 декабря 2015 г.  «О программе государственных гарантий  бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»;

-                   № 1006 от 4 октября 2012 г. «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

3.                Приказы и инструкции Минздрава РФ:

-                   N 1631н от 29.12.2012  ”Об утверждении порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении министерства здравоохранения Российской Федерации;

-                   N 1664н от 27.12.2011 «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (в ред. от 10.12.2014);

-                   N 01-02/41 от 10 ноября 1999 г. Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг (временная).

Анализ представленной нормативно-законодательной базы позволяет выделить наиболее важные положения организации предпринимательской деятельности в медицинских организациях, которые необходимо рассмотреть в ходе аудиторной и самостоятельной работы студентов.

1. Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам ПМУ.

Все государственные медицинские организации, независимо от организационно-правовой формы, имеют право оказывать ПМУ населению и юридическим лицам, основные различия заключаются лишь в праве на распоряжение доходами, полученными от их оказания. Основные различия заключаются лишь в праве на распоряжение доходами, полученными от их оказания. Автономное некоммерческое учреждение и государственное бюджетное учреждение здравоохранения  самостоятельно распоряжаются доходами, полученными от приносящей доход  деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного (бюджетного) учреждения. Доходы, полученные от указанной деятельности казенным учреждением, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

2. Отказ пациента от предлагаемых ПМУ не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
3. Медицинские организации обязаны бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования.
4. Граждане имеют право на получение ПМУ, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.
5. Платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.
6. Порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей.  Учреждения самостоятельно определяют цены (тарифы) на медицинские услуги на основании размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением медицинских услуг по основным видам деятельности, а также размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на содержание имущества учреждения.  Цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждений на оказание данных услуг, при этом рекомендуется предусматривать рентабельность не более 20%. Учреждения за выполнение ПМУ в ночное время, а также в выходные и праздничные дни имеют право применять к утвержденным ценам (тарифам) на эти услуги повышающий коэффициент, но не более чем  на 30% за оказание ПМУ в ночное время  и не более  чем на 50% за оказание ПМУ  в выходные и праздничные дни.

Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые ПМУ самостоятельно.     Стоимость ПМУ, оказываемых медицинскими организациями зависит от следующих составляющих:

- уровня потребительского спроса, их конкурентоспособности;

- цен, на данный вид услуг, устанавливаемых конкурентами;

- уровня полной (коммерческой) себестоимости услуг;

- предполагаемой рентабельности услуг, определяемой учреждением самостоятельно;

- прогноза объемов реализации услуг.

7. Медицинская организация, оказывающая ПМУ, обязана предоставить посредством размещения на официальном сайте, а также на информационных стендах организации  информацию, содержащую такие сведения как: перечень ПМУ с указанием цен, условия, порядок, форму предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты; сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении ПМУ, об уровне их профессионального образования и квалификации и т.д.
8. Договор на оказание ПМУ обычно составляется в 2 экземплярах, один из которых находится у исполнителя, второй – у потребителя. Потребителю  выдается документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности.

Как правило, выделяют следующие мероприятия, предшествующие введению ПМУ в медицинские организации:

1.      Приказом главного врача медицинской организации создается рабочая группа,  в которую  входят заместители  главного врача по лечебным и экономическим вопросам, главный бухгалтер, руководители тех структурных подразделений,  услуги которых могут быть предложены населению платно.

2.      Рабочая группа изучает возможные условия введения ПМУ  и проводит сбор информации для разработки бизнес-плана: изучение объемов и источников финансирования; анализ материально-технической базы организации; оценка кадров по квалификации, возрасту, стажу; определение видов услуг, предлагаемых населению за плату; изучение спроса населения на ПМУ; разработка положения об оказании платных услуг и т.д.

3.      На основании полученного объема информации рабочая группа разрабатывает бизнес-план своей коммерческой деятельности.

4.      Оформляется приказ о введении ПМУ и утверждается Положение об оказании ПМУ населению.

На более старших курсах студенты, получив необходимые базовые знания по вопросам предпринимательства в здравоохранении, изучают дисциплину «Бизнес-планирование в здравоохранении». Так как внедрение и продвижение ПМУ независимо от организационно-правовой и организационно-экономической формы  медицинской организации должны начинаться  именно с бизнес-планирования. Бизнес-план является неотъемлемым элементом стратегического планирования, он позволяет проверить все «за» и «против» непосредственно перед началом предпринимательской  деятельности по внедрению и продвижению ПМУ. Таким образом, с помощью правильно составленного бизнес-плана можно обосновать экономическую целесообразность внедрения и продвижения новых ПМУ, рассчитать ожидаемые финансовые результаты  деятельности от внедрения новых ПМУ;  подобрать медицинский персонал, который будет занят оказанием конкретной медицинской услуги и т.д.

Тематический календарный план лекционного курса и практических занятий  по дисциплине «Бизнес-планирование в здравоохранении» отражает основные этапы и концепцию разработки бизнес-плана организации.

Рассмотрим основные этапы бизнес-планирования для медицинской организации  по внедрению и продвижению ПМУ. Для этого может  быть использована  концепция исследования, состоящая из 7 взаимосвязанных этапов:

  1. Изучение организационно-правовых основ предпринимательской деятельности медицинской организации.
  2.  Характеристика медицинской организации как объекта предпринимательской деятельности.
  3. Исследование  рынка и конкурентных позиций.
  4. Трехуровневый анализ медицинской услуги.
  5. Организационный план.
  6. Производственный план.
  7. План маркетинговой деятельности.
  8. Финансовый план.

1. Изучение организационно-правовых основ предпринимательской деятельности медицинской организации (первый этап концепции нами был рассмотрен ранее).

2.Характеристика медицинской организации как объекта предпринимательской деятельности.

Здесь необходимо дать тенденции развития, основные успехи и достижения организации  за последние годы, общие сведения, организационно-производственную характеристику, провести анализ финансирования ЛПУ. Важно также привести сведения о профессиональном, образовательном и возрастном уровнях медицинского персонала. В этом разделе проводится глубокий  анализ окружающей среды (STEP-анализ).

Таким образом,  на втором этапе проводится следующая работа:

-                   организационно – производственная характеристика учреждения;

-                   анализ финансирования медицинской организации;

-                   статистический анализ и прогнозирование поступления средств от оказания ПМУ;

-                   анализ окружающей среды (STEP-анализ);

-                    SWOT-анализ.

3.                Исследование рынка и конкурентных позиций.

Определяются реальные и потенциальные потребители услуги, изучается спрос и предложение на рынке медицинских услуг, анализируется конкурентная среда, выявляются сильные и слабые стороны в деятельности медицинской организации. Необходимо определить непосредственных конкурентов, оценить потенциальную долю рынка каждого конкурента.

Таким образом, на третьем этапе проводятся:

-                   социологическое исследование реальных и потенциальных потребителей медицинских услуг;

-                   анализ конкурентов и их рыночных позиций.

Для медицинской организации, поставившей перед собой задачу внедрения и продвижения ПМУ, важным является организация работы по изучению и оценке потенциального спроса. Традиционно спрос на медицинские услуги можно разделить на следующие 3 группы:

1.Существующий в данный момент на рынке (реальный). Для исследователя важно знать качество оказываемых услуг, выявить слабые стороны с целью улучшения их организации, что приведет к повышению удовлетворенности потребителя. Здесь основным является принцип удержания  уже имеющегося реального потребителя.

2. Потенциальный (скрытый), определяемый покупательской способностью и числом потенциальных потребителей медицинских услуг.

3.Желаемый с точки зрения медицинской организации, при котором обеспечивается запланированный объем доходов.

Основная цель медицинских организаций – изучение неудовлетворенного спроса. С этой целью можно применять социологический метод опроса населения. Основными задачами исследования по изучению спроса населения на медицинские услуги методом опроса являются: определение сегмента и количества потребителей для опроса; разработка анкеты, проведение анкетирования и обработка анкет; подготовка предложений по расширению перечня оказываемых медицинских услуг. В анкету целесообразно включить следующие разделы: социально-демографические характеристики потребителей медицинских услуг; состояние их здоровья; медицинская культура респондентов; оценка качества обслуживания в медицинской организации; информированность потребителей о медицинских услугах; предпочтения медицинских услуг (спрос).

4.                Трехуровневый анализ медицинской услуги.

Проводится трехуровневый анализ внедряемой и продвигаемой услуги. Данный анализ позволяет определить: сущность услуги,  фактический товар, добавленный товар, уникальные достоинства услуги.

5.                Организационный план.

В разделе содержится организационная схема организации, определяется потребность в медицинском персонале, с указанием их функциональных обязанностей. Необходимо выяснить, какие сотрудники будут способны выполнять отводимые им функции; оценить отношения между сотрудниками, а также то, как будут формироваться задания для них. Целесообразно включить  в план информацию об оплате труда сотрудников. Весьма существенны и меры правовой защиты, к которым относятся патенты, лицензии, товарные знаки, авторские права. Они применяются обычно в отношении высоких технологий и производимых с их помощью услуг.

6.                Производственный план.

В данном разделе необходимо предоставить перечень базовых операций; все виды сырья,  материалов, медицинского оборудования; установить названия поставщиков и  их цены; определить потребность в производственных площадях, возможности аренды помещений, их покупки, ремонта; рассчитать расходы на покупку медицинского оборудования, инструментов, спецодежды и т.д.

7.                План маркетинга.

В этом разделе следует отразить следующие элементы: организацию оказания услуг, рекламу, методы стимулирования продаж, схему  реализации услуг, организацию послепродажного сопровождения, формирование общественного мнения об организации, оказывающей ПМУ.

8.                Финансовый план.

Финансовый план – важнейший компонент бизнес-плана. Здесь необходимо доказать наличие финансового эффекта от реализации мероприятий. Исходными материалами являются предыдущие этапы,  где определены потребности рынка в той или иной услуге, ее объеме и цене, а также возможности организации по оказанию услуг.  Финансовый план включает: ценообразование медицинской услуги,  определение точки безубыточности, финансовые результаты.

Учебным планом предусмотрено выполнение курсовых работ по дисциплине, тематика которых утверждается в начале учебного года. Студенты выполняют исследования на материалах как некоммерческих, так и коммерческих организаций. Примерная тематика курсовых работ может быть следующей: «Управление конкурентоспособностью медицинской организации с помощью инструментов  бизнес-планирования»,  «Разработка предложений по снижению предпринимательских рисков медицинской организации на основе бизнес-планирования», «Анализ бизнес-процессов медицинской организации и пути их совершенствования», «Разработка бизнес-плана открытия лечебно-диагностического центра», «Разработка бизнес-плана открытия стоматологического кабинета», «Разработка бизнес-плана открытия кабинета фитотерапии» и т.д. Эти исследования  могут быть  продолжены обучающимися при подготовке выпускной квалификационной работы на выпускных курсах.

Таким образом, рассмотренные особенности изучения предпринимательской деятельности в медицинском ВУЗе будут способствовать подготовке высококвалифицированных экономистов и менеджеров здравоохранения.


Библиографический список
  1. Методические подходы к подготовке современного специалиста / Н.М. Сергеева, Д.А. Зюкин // Современная педагогика. 2016. №12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6347 (дата обращения: 22.12.2016).
  2. Современные подходы к обучению экономистов и менеджеров здравоохранения / Сергеева Н.М., Зюкин Д.А. // Современная педагогика. 2016. №10. С. 101-104. [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/10/6195 (дата обращения: 25.11.2016).
  3. Управление и экономика здравоохранения: учебное пособие для вузов / Под ред. А.И. Вялкова.- 3-е издание. – 2009. – 664 с.


Все статьи автора «Зюкин Данил Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: