УДК 378.1; 371.3

ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТЕРМИНАЦИИ КАТЕГОРИИ «САМОРАЗВИТИЕ» В СТРУКТУРЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

Похоруков Олег Юрьевич1, Галеева Дарья Ренатовна2, Похорукова Екатерина Олеговна3
1Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат педагогических наук, доцент
2Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
3Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент

Аннотация
В статье описаны возможности детерминации категории «саморазвитие», определены различные педагогические конструкты, гарантирующие успешное решение задач уточнения и модификации педагогических моделей в решении задач педагогической деятельности и научного исследования в педагогике. Специфика использования педагогического моделирования и педагогической методологии определяет перспективы обновления научного знания в педагогике.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровье, саморазвитие, самореализация, социализация, физическая культура, физическое воспитание


FEATURES CATEGORY DETERMINATION "SELF-DEVELOPMENT" IN THE STRUCTURE OF SCIENTIFIC RESEARCH IN PEDAGOGY

Pokhorukov Oleg Yurievich1, Galeeva Daria Renatovna2, Pohorukova Ekaterina Olegovna3
1Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, candidate of pedagogical sciences, associate professor
2Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
3Novokuznetsk institute filial by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student

Abstract
The article describes the possibilities of determination of the category "self-development", different pedagogical constructs guaranteeing the successful solution of problems of specification and modification of pedagogical models in solving problems of pedagogical activity and scientific research in pedagogy are defined. The specificity of the use of pedagogical modeling and pedagogical methodology determines the prospects for updating scientific knowledge in pedagogy.

Keywords: health and a healthy lifestyle, physical culture, physical education, self-realization, socialization, the culture of independent work


Библиографическая ссылка на статью:
Похоруков О.Ю., Галеева Д.Р., Похорукова Е.О. Возможности детерминации категории «саморазвитие» в структуре научного исследования в педагогике // Современная педагогика. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/04/6978 (дата обращения: 27.05.2017).

Теория и практика построения детерминаций определяется успешностью использования педагогического моделирования, в нашей работе теория и практика педагогического моделирования в работе педагога по физической культуре будет определяться совокупностью публикаций педагогов по физической культуре НФИ КемГУ [1-31], где уделяется немалое значение теоретизации материала, учету специфики построения адаптивного знания, учету возможности персонификации развития личности в модели непрерывного образования и прочие особенности построения основ развития и саморазвития личности в модели деятельности и общения.

Возможности детерминации категории «саморазвитие» в структуре научного исследования в педагогике определяются следующими конструктами научного поиска и научного знания:

- рабочее определение,

- уточненное определение,

- унифицированное определение,

- моделированное определение,

- определение, построенное на основе укрупнения единиц,

- микромасштабное или микроуровневое определение,

- мезоуровневое определение,

- макроуровневое определение.

Кроме того, можно определить категорию педагогики в конструктах изучения основ педагогической методологии. В качестве примеров качественного решения поставленной задачи определим категорию «саморазвитие» в структуре изучаемых методологических подходов.

Саморазвитие (аксиологический подход) – процесс постановки условий и реализуемых возможностей качественно-количественных изменений внутреннего мира личности в иерархии смыслов, ценностей и целеполагания, гарантирующих успешное функционирование антропосреды и жизнеспособности личности как ценности и продукта всех организуемых преобразований.

Саморазвитие (акмеологический подход) – процесс формирования самоорганизации и целеполагания личности в иерархии высоких смыслов и достижений, определяет успешность личности как продукт самоорганизации и его свойство.

Саморазвитие (диалектический подход) – механизм самоидентификации личности в неподдельном смысле явления, определяющего персонифицированный выбор как конструкт стабильности и жизнеспособности системы.

Саморазвитие (гносеологический подход) – механизм самопознания личности, гарантирующий успешное формирование ценностей и идеалов, предопределяющих своевременное и неустанное достижение ситуативно определяемых целей, способствующих формированию у личности успешность в социальном и профессиональном ракурсах отношений и пространстве в целом.

Саморазвитие (герменевтический подход) – процесс уточнения и детализации модели формирования стереотипов принятия решений в иерархии достижений и смыслообразующих условий самосохранения личности и общества.

Саморазвитие (здоровьесберегающий подход) – механизм самопознания личности, определяющий здоровье и здоровое отношение к самопознанию и самоутверждению, самосовершенствованию и сотрудничеству как залог успешности и результативности деятельности.

Саморазвитие (гуманистический подход) – механизм производимых изменений, гарантирующий успешное решение задач самодетерминации, самопрезентации, самоидентификации, самоутверждения, самосовершенствования в унифицированной политике продуктивных форм взаимодействия личности с внешней социально-профессиональной средой.

Выделенные детерминации являются наглядными примерами, особенности использования моделей в системе саморазвития зависят от качества формируемых смыслов и целеполагания в обществе.


Библиографический список
  1. Коновалов С.В., Бокова Е.В., Козырева О.А. Теоретизация как категория и конструкт педагогической науки и педагогической деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/69776 (дата обращения: 01.08.2016).
  2. Козырева О.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Инновационная педагогика в модели современного образования // Интернетнаука. 2016. № 10. С.178-192. DOI:10.19075/2414-0031-2016-10-178-192
  3. Козырева О.А. Педагогическое моделирование в структуре изучения курса «Практическая педагогика // Интернетнаука. 2016 №7. С.134-145.
  4. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.
  5. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  6. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  7. Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
  8. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. С.1110-1114.
  9. Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе изучения педагогами-аспирантами курса по выбору «Педагогическое моделирование в высшем образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61222
  10. Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Изучение факультатива «Инновационная педагогика» в модели адаптивного знания в подготовке обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки – 13.00.08 Теория и методика профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61189
  11. Козырева О. А. Культура самостоятельной работы как механизм самосовершенствования и самореализации личности педагога // Вестник педагогических инноваций. 2007. №4 (12).  С.52-65.
  12. Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал.  2011. № 6. С.54-73.
  13. Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. № 3. С. 118-121.
  14. Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5-4 (49). С. 144-149.
  15. Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13555
  16. Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Качество профессионально-педагогической деятельности в структуре верификации условий продуктивной самореализации личности // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 апреля 2015 г.).  Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.107-108.
  17. Дробышев В. В., Похоруков О. Ю. Некоторые возможности уточнения категории «социализация» в структуре педагогического взаимодействия // Инновационные процессы в психологии и педагогике : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 20 февраля 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С. 34-36.
  18. Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 5-10.
  19. Дробышев В.В., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Возможности изучения курса «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12582
  20. Кудамасов А.А., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика детерминации, детализации и верификации качества организации педагогической деятельности в модели профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57650
  21. Похоруков О.Ю., Домилложоннов Х.Б., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые возможности детерминации категории «воспитание» в структуре подготовки будущих учителей физической культуры // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5008
  22. Похоруков О.Ю., Дробышев В.В., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности саморазвития будущего педагога по физической культуре в структуре изучения педагогических дисциплин // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4994
  23. Похоруков О.Ю., Омельченко М.Г., Свинаренко В.Г. Некоторые способы постановки и решения проблемных и продуктивных задач в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» будущими педагогами по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6159
  24. Похоруков О.Ю., Содиков А.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации категории «обучение» в модели подготовки будущего педагога // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5137
  25. Свинаренко В.Г., Похоруков О.Ю., Содиков А.С. Некоторые детерминанты развития и саморазвития личности в модели современного образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70186
  26. Свинаренко В.Г., Похоруков О.Ю., Содиков А.С. Педагогические технологии моделирования и проектирования анкет в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5906
  27. Свинаренко В.Г., Содиков А.С., Похоруков О.Ю. Некоторые особенности использования исторического подхода в изучении социально-педагогического знания // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/08/7016
  28. Свинаренко В.Г., Содиков А.С., Похоруков О.Ю. Педагогические условия социализации и самореализации личности в карате // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16002
  29. Чернопазов Р. В., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности продуктивного самосовершенствования в постановке и верификации задач самореализации будущего педагога по ФК // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С.104-106.
  30. Шеянов П. А., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Возможности педагогического моделирования в детерминации основ педагогического взаимодействия // Актуальные проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 сентября 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С.228-230.
  31. Южанин М. С., Похоруков О. Ю., Платоненко А. И. Педагогическая поддержка как форма педагогического сотрудничества и взаимодействия // Новые задачи психологии и педагогики и пути их решения: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 сентября 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 58-60.


Все статьи автора «FFK NIF KemSU»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: