УДК 37

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ “ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС” (FLIPPED CLASSROOM)

Акрамова Лола Юнусовна
Ташкентский педиатрический медицинский институт
Доцент кафедры Иностранных языков, педагогики и психологии

Аннотация
Задача современного обучения – научить студентов критически мыслить и самостоятельно добывать знания. Внедрение новой технологии “перевернутый класс” (flipped classroom) может способствовать созданию ситуации для учебно-исследовательской деятельности студентов.

Ключевые слова: компьютерные игры, перевернутый класс (flipped classroom), преподаватель, студент, учебно-исследовательская ситуация


DISTINCTIVE FEATURES OF THE MODEL "FLIPPED CLASSROOM"

Akramova Lola Yunusovna
Tashkent Pediatric Medical Institute
Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Pedagogy and Psychology

Abstract
The task of modern teaching is to teach students to think critically and independently to acquire knowledge. The introduction of a new technology "flipped classroom" can contribute to the creation of a situation for students' learning and research activities.

Keywords: computer games, educational and research situation, flipped-classroom, teacher


Библиографическая ссылка на статью:
Акрамова Л.Ю. Отличительные особенности модели “Перевернутый класс” (Flipped classroom) // Современная педагогика. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/04/7078 (дата обращения: 27.05.2017).

         Мы, учителя и преподаватели, работающие сегодня, должны отдавать себе отчет в том, что преподавание, которым мы владеем – чтение лекций, опросы домашних заданий, закрепление новой темы – вчерашний день. Думается, многие из нас, хоть раз задумывались над тем, что наши формы, методы и подходы в обучении  не дают желательного эффекта. Это не наша вина, просто времена изменились, повсеместно юду информационные технологии, которые наступают на пятки во всех сферах, в том числе и в образовании. Внедрение новых педагогических технологий, в какой-то мере, оживляют учебный процесс, но, главного не происходит – мы не можем уйти от авторитарной системы преподавания, мы учим, объясняем, сдерживаем студентов, не позволяя им раскрыться и научиться работать самостоятельно. То есть роль фасилитатора нами пока не освоена. Сегодня важно понимать, что задача преподавателя организовать так учебный процесс, чтобы активизировать учебно-познавательную и учебно-исследовательскую деятельность студентов. Для этого необходимо моделировать учебно-проблемную ситуацию, в которой преподаватель отходит на второй план, а студенты работают самостоятельно или в команде.

 Инновационность в образовании сегодня связана с использованием информационных технологий (ИТ) в учебном процессе, кстати, уже достаточно распространенное явление за рубежом. Это не только обучающие программы на компьютере, но и сами компьютерные игры, приспособленные для обучения и развития[1]. Использование компьютерных средств обучения позволяет разгрузить учителя, увеличить заинтересованность учащихся в предмете, дает возможность решения задач на стыке предметов разных циклов, более наглядной подачи материала за счет анимации, графических вставок, динамических рисунков, видеоклипов, слайд-шоу, звукового сопровождения, что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Благодаря усилению эмоциональной составляющей увеличивается темп урока на 10-15% [3]. В компьютерной игре «Орегон» (создана в начале 80-х гг.) (!) воспроизводится историческая обстановка в США середины прошлого века. Учащийся выполняет роль пионера-переселенца, задача которого — попасть на дальний Запад. В условиях игры задаются начальные ресурсы. В ходе игры неожиданно для ученика возникают новые обстоятельства, которые влияют на имеющиеся ресурсы — уменьшают или увеличивают их в зависимости от решений и действий ученика. В другой американской компьютерной игре «Президентские выборы», разработанной для курсов обществоведения средней школы, моделируется предвыборная кампания. В ходе игры учащиеся принимают решения о том, как распределять фонды на проведение кампании, учитывая данные по каждой прошедшей неделе условного игрового времени. В начале игры учащимся дается самостоятельно определять ряд предварительных условий, включая «идеологические ориентации кандидатов»[2].

Одной из современных форм преподавания является т.н. «перевернутое обучение», «перевернутые классы» (flipped classroom). Перевернутый класс – это такая педагогическая модель, в которой типичная подача лекций и организация домашних заданий представлены наоборот. Студенты читают лекции, выложенные на сайте кафедры или преподавателя, смотрят весь материал по теме – презентации, (например, дополнительные – с youtube) справочный и раздаточный материал дома, а в аудитории отводится время на выполнение упражнений, обсуждение темы, проектов и дискуссии. Понятие перевернутого обучения опирается на такие идеи, как активное обучение, вовлечение студентов в общую деятельность, комбинированную систему обучения. Ценность перевернутых классов в возможности использовать учебное время для групповых занятий, где студенты могут обсудить содержание лекции, проверить свои знания и взаимодействовать друг с другом в практической деятельности. Во время учебных занятий роль преподавателя – выступать тренером или консультантом, фасилитатором, поощряя студентов на самостоятельные исследования и совместную работу. Как уже было сказано выше, задача преподавателя – создание учебно-исследовательской ситуации на занятии, такое обучение приближает нас к этому. Сравним традиционное и перевернутое обучение [7]:

ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Учащийся Учитель Методы Построение урока
  Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”. Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся. Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к ученику. В учебном классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы, выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку.

ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ

Учащийся Учитель Методы Построение урока
  Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”. Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся. Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход.

 

Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а в классе решение проблем домашней работы.

На наш взгляд, в наших условиях такое обучение может выглядеть следующим образом. Можно сказать у нас в институте есть все предпосылки внедрить перевернутое обучение, т.к. все кафедры имеют свои сайты, в которых размещены материалы для студентов: лекции, презентации, дополнительные источники, электронные учебники, тесты, ситуационные задачи и т.д. Итак, первое. Студентам дается задание изучить тему, например, “Реформы образования в Республике Узбекистан” (предмет “Профессиональная педагогика”). Предлагается материал: электронная версия лекции; презентация; электронные версии Закона “Об образовании” ( редакции 1992 и 1997 гг.),  Национальной программы по подготовке кадров, Указы Президента «Об изменениях в в послевузовском образовании» (2012 г.); образовательные технологии по теме; Выступление Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на открытии Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения – как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны» (http://www.press-service.uz/ru/news/182/). Далее. Аудиторная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также в аудитории студенты под наблюдением преподавателя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. Было бы хорошо, если в аудитории можно было подключить Wi-Fi, студенты спокойно могли бы работать на ноутбуках. После занятия в аудитории дома завершаются практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы. Например: Задание. Сравните модель образования Узбекистана с двумя другими моделями развитых стран (на выбор). Соберите данные о направлениях и количестве профессиональных колледжей в Узбекистане или в одном регионе республики. (сделать диаграмму и т.п.)

Таким образом, перевернутое обучение имеет ряд существенных преимуществ:

1.  Студенты вынуждены сами добывать знания.

2.  Повышается ответственность и самостоятельность студентов.

3.  Непонятное место видео или презентации по лекции можно пересмотреть сколько угодно раз.

4.   Можно отправить вопросы преподавателю через электронную почту, чтобы получить разъяснения о предстоящем занятии в аудитории.

5.  При изучении материала студент начинает мыслить критически.

6.  И самое главное – мы приближаемся к новому, проблемному обучению.


Библиографический список
  1. Акрамова Л.Ю. Как обучать NET-поколение? УзНИИПН им. Т.Н.Кары-Ниязи “Гармонично развитое поколение – условие стабильного развития Республики Узбекистан”. Сб. научно-методических статей. Ч.3. Ташкент, 2015. С.38-43.
  2. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) – Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 – 176 с.
  3. Красильникова, В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова; Оренбургский гос. ун-т. ¬ 2-е изд. перераб. и дополн. ¬ Оренбург: ОГУ, 2012. ¬ 291 с.
  4. Minecraft   обучает концепциям инженерно-строительного искусства в школах Швеции. Режим доступа: http://www.ed-today.ru/poleznye-stati/31-minecraft-obuchaet-kontseptsiyam-inzhenerno-stroitelnogo-iskusstva-v-shkolakh-shvetsii
  5. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П.Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
  6. 14 образовательных концепций, о которых должен знать каждый педагог. Режим доступа:http://www.educatorstechnology.com/2013/03/14-technology-concepts-every-teacher.html
  7. Смирнова О. И. Урок в перевернутом классе Режим доступа: sertifikat.docxhttp://nsportal.ru/smirnova-olga-igorevna-gou-sosh-633.


Все статьи автора «Акрамова Лола Юнусовна1»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: