Введение. С каждым годом на базе Буковинского государственного медицинского университета наблюдается тенденция к увеличению иностранных студентов с англоязычной форме обучения [1]. Основной проблемой, связанной с овладением медицинских дисциплин данной когортой молодежи, нам видится недостаточная обеспеченность библиотек учебниками на английском языке. Значительно улучшило данную ситуацию создания дистанционной формы подготовки студентов в среде Moodlе. В данном информационном среде студент может найти и обработать методическое обеспечение по теме занятия [2].
Цель работы: проанализировать успеваемость иностранных студентов с англоязычной формой обучения по дисциплине “Педиатрия и детские инфекции” (модуль №2 “Неонатология”, модуль №3 “Болезни системы крови, органов дыхания и аллергические заболевания у детей” и модуль №4 “Детские инфекционные болезни”), до и после введения среды дистанционного обучения Moodlе.
Материалы и методы. Для достижения цели работы нами сформированы две группы. В первую (I) группу вошли 55 иностранных студентов с англоязычной формой обучения, которые имели возможность широко использовать среду дистанционного обучения (СДО) Moodlе. Вторую (II) группу сформировали 35 иностранных студентов, которые во время учебы не могли пользоваться данной системой в полном объеме. Оценивали результаты компьютерного тестирования, самостоятельного написание учебной истории болезни, овладение практическими навыками по соответствующему модулю и успешность сдачи итогового модульного контроля. Полученные результаты анализировали с помощью методов вариационной статистики с использованием статистической программы StatSoft Statistica v5.0. С позиции клинической эпидемиологии оценивали атрибутивный риск (АР), относительный риск (ОР) и соотношение шансов (СШ) определенного события с исчислением доверительных интервалов (95% ДИ).
Результаты и их обсуждение. Проведенный анализ результатов сдачи модуля №2 “Неонатология” показал, что студенты I группы имели достоверно высокую успеваемость по данному модулю. Так, процент правильных ответов при составлении компьютерного тестирования студентов I группы в среднем составил 82,0 ± 0,7% в противовес 75,4 ± 0,4% во второй группе (р < 0,05). Средний балл (СБ) за самостоятельное написание истории болезни (ИБ) у иностранцев обеих групп составил 3,7 ± 0,2 балла (максимум – 4,0 и минимум – 3,1) и 3,2 ± 0,05 (максимум – 3,3 и минимум – 3,1 баллов, р < 0,05)) соответственно. Практическими навыками курации пациентов, постановки диагноза у постели больного, студенты овладели практически одинаково. Так, в первой группе данный показатель составил 24,1 ± 0,5 балла и 23,1 ± 0,4 балла у иностранцев II группы (р > 0,05), что, вероятно, отображало необходимость лучшей практической подготовки и не было связано с наличием информации в СДО. Общий балл за модуль №2 у студентов, которые имели возможность использовать среду дистанционного обучения Moodlе для подготовки к сдаче модуля, несколько превышал во II группе и составил 144,8 ± 3,4 против 141,5 ± 2,9 у студентов II группы (р > 0,05). У студентов, которые имели возможность использовать систему дистанционного обучения относительный риск получения общей суммы баллов за модуль “Неонатология” выше 142 баллов равен 1,3 (95% ДИ 1,0-1,6) при соотношении шансов – 1,9 (95% ДИ 1,0-3,5).
Иностранные студенты из англоязычной форме обучения, которые имели возможность при подготовке к занятиям по модулю №3 “Болезни системы крови, органов дыхания и аллергические заболевания у детей” использовать систему дистанционного обучения Moodlе, вероятно лучше сдавали компьютерный тестовый контроль – 89,1 ± 0,7% против 83,8 ± 2,0% студентов II группы (р < 0,05). Результаты написания самостоятельной работы в виде реферата по теме модуля у иностранцев обеих групп практически не отличались и составили 3,8 ± 0,2 баллов (р > 0,05). Студенты первой группы несколько лучше сдали итоговый модульный контроль (ИМК) по сравнению со второй группой. Так, общая сумма баллов за модуль №3 в иностранцев, которые могли использовать СДО составляла 149,1 ± 4,1 балла (максимум – 159,7 и минимум – 139,8), а во второй группе – 141,7 ± 6,3 балла (максимум – 152,5 и минимум – 130,5, р > 0,05)).
Одновременно у иностранцев первой группы относительный риск получения высшего балла при сдаче компьютерного тестирования более 86,6% составил 1,4 (95% ДИ 1,2-1,1) при соотношении шансов – 2,0 (95 % ДИ 1,0 -3,9).
Средний текущий балл во время обучения модуля №4 “Детские инфекционные болезни” у студентов первой группы был достоверно выше таковой у иностранцев второй группы и составлял 3,5 ± 0,01 балла и 3,2 ± 0,05 балла (р <0,05) соответственно. Одновременно несколько выше был текущий балл студентов первой группы 87,6 ± 1,4 в противовес 85,0 ± 3,3 балла во II группе (р > 0,05). Иностранцы, которые имели возможность пользоваться дистанционной форме обучения при подготовке к сдаче итогового модульного контроля, получили достоверно высший балл за ИМК модуль №4. Так, результаты ИМК в первой группе составили 58,5 ± 0,6 балла (максимум – 60,0 и минимум – 55,4), а во второй группе – 55,0 ± 1,5 балла (максимум – 58,0 и минимум – 53,0, р < 0,05)).
Выводы: Таким образом, среда дистанционного обучения Moodlе дает возможность иностранным студентам с англоязычной форме обучения качественнее готовиться к занятиям по дисциплине “Педиатрия и детские инфекции” на 5 курсе и получать лучшие результаты при составлении модульных контролей с педиатрических дисциплин.
Библиографический список
- Особливості навчання за кредитно-модульною системою англомовних студентів у буковинському державному медичному університеті / І.Р. Тимофійчук, С.І. Анохіна, О.В. Кузнєцова [та ін.] // Матеріали навчально-методичної конференції [„Актуальні питання підготовки медичних та фармацевтичних фахівців у контексті європейської освітньої інтеграції”], (Чернівці, 2011). – С.167-169.
- Кривецький В.В. Дистанційне навчання в системі підготовки студентів медичних факультетів БДМУ з анатомії людини / В.В. Кривецький, Б.Г. Макар, Б.Ю. Банул // Матеріали навчально-методичної конференції [„Актуальні питання підготовки медичних та фармацевтичних фахівців у контексті європейської освітньої інтеграції”], (Чернівці, 2011). – С.217-219.