Курс «История педагогики и образования» [1] и основы научно-педагогического исследования [2] обеспечивают будущему педагогу по физической культуре своевременное обновление и верификацию профессионально-педагогических знаний, детализирующих способность и возможности развития личности в модели непрерывного общего и профессионального образования.
Особенности исторического похода, определяемые в структуре курса «История педагогики и образования» определяются в возможности хронологизации данных, установлении последовательности событий, их значения для жизни и развития общества и личности, определяющей себя частью и продуктом своей деятельности и культуры общественных взаимоотношений.
Научно-педагогическая практика верификации качества постановки и решения задач современного образования неразрывно связана с возможностями изучения и использования исторического подхода в организации аналитико-статистических механизмов и продуктов развития образования и общества, личности и группы.
Курс «История педагогики и образования» может быть изучен в модели адаптивной и акмепедагогической подготовки, т.е. адаптивные учебные [3] пособия обеспечивают качественное изучение дидактического материала для обучающихся, имеющих особенности в развитии, учебные пособия [4] в общем случае обеспечивают персонифицированной основой детерминации и решения задач развития обучающегося в модели изучения курса в соответствии с ФГОС для широкого круга и контингента обучающихся.
Социальная практика определения и решения задач развития личности обучающегося в модели современного образования и культуры определяют социально-педагогические и историко-культурные концепции развития личности [5] – объективной закономерностью повышения качества современного образования.
Специфика воспроизводства основ практико ориентированной системы формирования компетенций может быть определена в модели формирования культуры самостоятельной работы личности с использованием методологии и технологии системно-педагогического моделирования [6-18], фасилитирующих планомерный поиск перехода от репродуктивного обучения к продуктивному, возможности перехода и использования продуктивного обучения осуществляются в авторской детерминации в моделях адаптивного и акмеверифицированного знания.
Специфика оценки качества определяется через использование портфолио обучающегося [19-22] и профессионально-педагогические кейсы [23-25]. Возможности использования основ истории педагогики для качественной постановки и решения задач развития обучающегося в модели научно-педагогического исследования может быть проанализировано из выполненных будущими педагогами работ по курсу «История педагогики и образования», специфика которых определяется в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуры на факультете физической культуры и спорта в НФИ КемГУ продуктивностью и самостоятельностью, востребованностью и гибкостью визуализируемых решений [26-58].
Качество использования исторического подхода определяется с определения понятия «исторический подход», возможности которого детализируются в структуре качественного изучения всех педагогических дисциплин.
Исторический подход – методологический подход, определяемый в контексте моделей и практики изучения явлений или событий в системной постановке возможностей исследования исторических фактов, хронологии и определения первопричин, приведших к тем или иным продуктам развития общества, доопределивших изменения, ярко детализируемые в современной культуре и истории.
Исторический подход используется для уточнения категориального аппарата современной педагогики. Попытаемся отразить авторские модели детерминаций категориального аппарата современной педагогики в контексте исторического подхода.
Воспитание с точки зрения исторического подхода – процесс верификации ценностей и идей развития личности обучающегося в модели социальных отношений и социального опыта, социальных ролей и социальных связей, визуализирующих успешность и востребованность развивающейся личности в поле смыслов, целей, ценностей, возможностей и потребностей антропосреды, детализация всех нюансов осуществляется в соответствии с историческими механизмами описания и сравнения, сопоставления и анализа качества детерминируемого явления.
Обучение с точки зрения исторического подхода – процесс определения и решения задач современного образования в модели формирования знаний, умений, навыков, компетенций (определяется в контексте единиц «знать», «уметь», «владеть»), предопределяющих в конечном счете качественное решение задач развития и саморазвития личности, продуктивное определение и решения условий оптимизации трудовых функций и профессионально-трудовых отношений субъекта труда, все условия и возможности определяемых и верифицируемых возможностей описываемого процесса осуществляется в ходе детализации нюансов истории и исторического подхода в образовании.
Социализация с точки зрения исторического подхода – процесс качественного решения задачи включения развивающейся личности в систему социальных отношений и норм культуры, определяющих потребности общества и возможности личности решать задачи развития личности и общества в контексте исторических событий и возможностей повышения качества жизни личности и общества в модели культуры и прогресса, визуализирующих важность социального опыта и мировоззрения личности в принятии и претворении в личной практике идей гуманизма и толерантности, креативности и продуктивности, здоровьесбережения и гибкости, конкурентоспособности и самоорганизации, эстетики и права, тактичности и оптимальности выбора формы исторически обусловленного выбора возможностей самоутверждения и самореализации личности в дихотомическом сочетании адаптивного и акмепедагогического знания, детально характеризирующих успешность решения задач личностью и обществом в многообразии смыслов и продуктов современной культуры, науки, искусства, спорта и прочих направлений описываемого процесса.
Адаптация с точки зрения исторического подхода – процесс неподдельного, историко-антропологического определения и оптимизации возможностей приспособления личности и социальных отношений в модели воспроизводства всех нюансов гуманистической парадигмы современного образования и культуры, предопределяющих качественное решение задач развития личности в двух моделях – адаптивной и акмеверифицируемой, способствующих гибкости и точности решений детерминируемых задач и противоречий.
Самовоспитание с точки зрения исторического подхода – процесс самостоятельной постановки и решения задач развития личности в модели формирования опыта социальных отношений, формирования мировоззрения, самооценки, уровня притязаний, способов воспроизводства благ и продуктов культуры, искусства, науки, спорта и прочих направлений социализации и самореализации личности в модели современного антрополого обусловленного воспроизводства, детально определяющих и визуализирующих особенности выбора личности и общества в исторически обусловленных канонах самостоятельности и культуры, характеризующих устойчивость определения и развития событий, непосредственно связанных с описываемым процессом и ходом истории.
Самообразование с точки зрения исторического подхода – процесс детерминации и реализации идей самостоятельного получения знаний, формирования компетенций в соответствии с запросами личности и общественного развития потребностей и способов воспроизводства социального знания, предопределяющий качественное решение определяемых противоречий и задач, располагающий общество к всестороннему анализу практики поощрения и коррекции развития и саморазвития личности как ценности и продукта современного совершенствования механизмов и процедур в антропосреде, сохраняющей человека в исторически неподдельных смыслах развития и эволюции.
Самоопределение с точки зрения исторического подхода – процесс решения комбинированной задачи «хочу – могу – надо – есть» в исторически и персонифицировано обусловленных ограничениях и мотивах выбора, предопределяющий качество развития и саморазвития личности и общества в целом.
Саморазвитие с точки зрения исторического подхода – процесс самостоятельной постановки и решения задач качественно-количественных преобразований в модели истории и культуры, образования и педагогики, системно модифицирующих возможности личности и общества продуцировать высокие результаты в ведущей деятельности и общении, хобби и досуге, историческая обусловленность детерминации качества и возможностей преобразования зависит от качества формирования идей гуманизма в многомерной практике оптимизации адаптивной и акмеверифицированной форм развития личности и общества.
Самосовершенствование с точки зрения исторического подхода – процесс поликультурного развития личности, определяющей для себя самостоятельно все нюансы и условия саморазвития и самоутверждения, самореализации и взаимодействия, сотрудничества и общения, фасилитирующих в целостном понимании формируемых смыслов, качеств, компетенций многообразие способов и ресурсов продуктивного становления личности в выделенных плоскостях социализации и самореализации (наука, искусство, культуры, спорт, религия и пр.).
Самоутверждение с точки зрения исторического подхода – процесс исторически обусловленного развития системы образования, гарантирующей личности полноценное развитие и решение задач продуктивного самовыражения, от качества решения которых зависит качество описываемого нами процесса.
Просвещение с точки зрения исторического подхода – процесс исторически обусловленных перспектив развития и совершенствования основ популяризации всех достижений в обществе и новообразований в сфере гносеолого-деятельностных отношений, располагающий к унификации выбора возможностей повышения качества решения задач в модели образования, культуры, науки, искусства.
Выделенные категории – практика использования педагогического моделирования в визуализации возможностей описания тех или иных основ организуемого и контролируемого педагогом процесса.
Библиографический список
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 45 с.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 28 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 70 с.
- Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010. 217 с. [+CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
- Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6. С.54-73.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. №2(73). С.109-117.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. №12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Математические и статистические методы в технологии диагностики сформированности культуры самостоятельной работы педагога // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2011. № 6. С.40-44.
- Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С.103-107.
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования //Вестник КемГУ. 2015.№ 4-2.С.91-95.
- Степанов С. В., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 76-80.
- Сукиасян А. А., Козырева О. А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Колпаченко Л.Я., Козырева О.А. Портфолио обучающегося системы НПО и СПО : учеб. пособ. Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2011. 46 с. [+DVD]. ISBN 978–5–85117–554–1.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // European Social Science Journal. 2011.№6.С.210-217.
- Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника : учеб. пособ. Новокузнецк : КузГПА, 2011. 38 с. [+DVD]. ISBN 978–5–85117–615–9.
- Макарова Т. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. №3(129).С.128-132.
- Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре: учеб. пособ. Кемерово: КРИПКиПРО, 2012. 79 с. [+DVD].
- Коновалов С.В., Козырева О.А., Чурин Н.А. Возможности уточнения педагогических условий оптимизации моделирования предметно-педагогических презентаций в модели подготовки будущих педагогов по ФК // Современная педагогика. 2015. №5(30). С.62-73.
- Чурин Н. А. Некоторые педагогические условия оптимизации качества моделирования предметно-педагогических презентаций будущими педагогами по ФК // Инновационная наука. 2015. №5-2. С.271-273.
- Абдрашитов Н. В. Особенности исторического подхода в моделировании категориального аппарата современной педагогики // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 123-124.
- Аболина А. А. Специфика детерминации понятийного аппарата будущими педагогами по физической культуре в курсе «История педагогики и образования» // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.3-4.
- Агалаков А. А., Бойкова И. В. Некоторые особенности изучения курса «История педагогики и образования» будущими педагогами по физической культуре // Наука: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 5 сентября 2015 г.). Екатеринбург : Аэтерна, 2015. С.139-140.
- Балакин И. В., Бойкова И. В. Некоторые нюансы исторического подхода в формировании культуры самостоятельной работы личности // Роль и место информационных технологий в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Самара, 15 сентября 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.84-86.
- Басалаева А. В., Зубанов В. П. Уровневое построение изучения дидактического материала курса «История педагогики и образование» как продукт современного профессионально-педагогического знания // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.110-112.
- Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю., Паршин Ю.А. Некоторые возможности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57612
- Бондаренко А. Ю., Козырева О. А. Курс «История педагогики и образования» в профессиональной подготовке студента-бакалавра // Современные концепции развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 18 сентября 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.101-102.
- Буцыкина Л. Э. История спортивной школы в модели самореализации личности обучающегося и тренера // Символ науки. 2015. №5. С.192-194.
- Воронин В. А. Некоторые особенности моделирования понятийного аппарата современной педагогики в структуре изучения основ исторического подхода // Роль психологии и педагогики в развитии общества: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 23 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.14-16.
- Грачева С. С. Возможности детерминации категории «социализация» в ресурсах исторического подхода // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. ст. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.102-104.
- Домкина О. А. Возможности исторического подхода в определении основ педагогического взаимодействия //Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб.ст. Межд. науч.-практ. конф. (18 июня 2015г.).Уфа: Омега Сайнс,2015.С.130-131.
- Дробышев В.В., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Возможности изучения курса «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/09/12582
- Евдохин В. В. История и возможности участия обучающихся начальной школы в научно-практических конференциях «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» // Символ науки. 2015. №5. С.203-206.
- Захаров А. В., Бойкова И. В. Специфика изучения курса «История педагогики и образования» в модели подготовки педагогов-бакалавров // Современные проблемы инновационного развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 8 сентября 2015 г.). Казань : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.55-56.
- Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. №9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
- Зубанов В.П., Шишкина В.А., Свинаренко В.Г. История и возможности формирования культуры самостоятельной работы обучающегося в модели современного профессионально-педагогического образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13484
- Зыбина Е. В., Козырева О. А., Похоруков О. Ю. Некоторые аспекты изучения курса «История педагогики и образования» в структуре верификации его качества // Инновационный вектор развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 6 августа 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 69-71.
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Исторический подход в детерминации и визуализации возможностей педагогической деятельности в модели современной профессионально-педагогической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4951
- Лаврищева Н. С., Штанговец О. С., Кононцова Я. С. Качество изучения курса «История педагогики и образования» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Перспективы модернизации современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 августа 2015 г.). Уфа : Омега Сайнс, 2015. С. 74-76.
- Михайлов Г. Г., Бойкова И. В. Специфика и особенности изучения исторического подхода в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Научные открытия в эпоху глобализации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 20 сентября 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.122-124.
- Недзельская О.А. Историко-статистический анализ анкетирования обучающихся ДЮСШ в постановке и решении задач развития личности // Современная педагогика. 2015. № 4 (29). С. 97-105.
- Обидин С. В., Козырева О. А. Специфика и условия реализации принципа историзма в подготовке педагога // Психология и педагогика: прошлое, настоящее, будущее : сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Челябинск, 10 окт. 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С.154-156.
- Оруджова А. В. Возможности и специфика моделирования дидактического теста в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Научный взгляд на современное общество: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.82-84.
- Остраницын И. И. Некоторые особенности использования исторического подхода в моделировании категориального аппарата современной педагогической науки // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.163-164.
- Перминова Н. А. Дидактическое тестирование в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.164-166. Плеханов Д. В., Козырева О. А. Некоторые особенности изучения основ истории педагогики студентами-бакалаврами // Научные механизмы решения проблем инновационного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 28 сентября 2015 г.). – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.225-227.
- Полтинникова Е. В. Моделирование дидактического теста в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Роль психологии и педагогики в развитии общества:сб.ст. Межд.науч.-практ. конф.(23июня 2015г.).Уфа:Омега Сайнс, 2015.С.58-60.
- Пьянков И. В., Бойкова И. В. Особенности детерминации категориального аппарата современной педагогики в структуре изучения исторического подхода // В мире науки и инноваций : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 13 сентября 2015 г.). Казань: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.74-76.
- Радостев А. Н. Исторические нюансы выявления педагогических условий социализации и самореализации подростков, занимающихся спортом // Эволюция современной науки: сб. ст. Межд. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 июня 2015 г.). Уфа: Аэтерна, 2015. С.218-220.
- Хусайнов Р. Ш. Некоторые аспекты педагогического моделирования в изучении историко-педагогического наследия образовательного учреждения // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.177-179.
- Шалашов М. О. Некоторые особенности реализации принципа историзма в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» //Наука: прошлое, настоящее, будущее: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф.(Уфа,20 мая 2015 г.):в 2 ч. Ч.2. Уфа:Аэтерна,2015.С.205-207.
- Шеянов П. А., Козырева О. А., Платоненко А. И. Определение уровней качества изучения курса «История педагогики и образования» как профессионально-педагогическая проблема // Роль психологии и педагогики в развитии общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 22 авг. 2014 г.). Уфа : Аэтерна, 2014. С. 59-61.
- Якушева И. М. Некоторые особенности уточнения категории «воспитание» в структуре изучения исторического подхода//Современные концепции развития науки: сб. ст. Межд. науч.-практ. конфер. (Уфа, 30 апр.2015 г.): в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2015. С.168-170.
- Яремчук М. А. Особенности дидактического тестирования в структуре изучения курса «История педагогики и образования» // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: Омега Сайнс, 2015. С.181-183.