Исторический подход в современной педагогике [1-3] определяет многомерную, персонифицированную модель развития личности в системе непрерывного образования [4], гарантирующего личности своевременность выбора и решения задач развития.
Исторический подход рассматривает событие или явление с позиции основ научного знания, определяющего историю и ее факты достоверной практикой верификации качества решения социальных задач в модели развития и самосохранения.
В модели современного образования исторический поход используется для уточнения и верификации модели решения задач самореализации и социализации, определяя эффективность и достоверность принимаемых решений базой для качественного построения основ социально-педагогического развития личности и общества, система образования гарантирует права личности в иерархии смыслов и преобразований гуманистической концепции развитии личности.
В структуре подготовки будущего педагога по физической культуре возможность использования исторического подхода определяется качественной подготовкой будущего педагога к выполнению профессионально-трудовых функций. Специфика оптимизации условий развития в модели культуры и образования визуально может быть представлена в системе социально обусловленных связей и приоритетов развития, отражаемых в конструктах «хочу, могу, надо, есть».
Исторический подход можно использовать в структуре уточнения категориального аппарата современной педагогики [4-21], определяющего способность общества к грамотному и поэтапному дополнению и обновлению в конструктах всех происходящих изменений, направленных на качественное решение всех детерминируемых задач и противоречий, специфика выбора которых должна быть определена в интересах человека и государства.
Определим некоторые категории современной педагогики в структуре популяризации основ профессионального образования и профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре, уточним возможность использования педагогического моделирования в работе педагога.
Категориальный аппарат современной педагогики – это совокупность основных понятий (терминов), определяющих все общепедагогические, частно предметные, частно специальные и узко профессиональные основы построения педагогической деятельности в модели современного образования, определяющего высшей ценностью и целью всех преобразований обучающегося (личность). К категориям педагогики относят воспитание, обучение, образование, социализацию, развитие, самореализацию, просвещение, здоровьесбережение, самоактуализацию, самосовершенствование, саморазвитие, самоопределение и пр.
Педагогическое моделирование позволяет качественно определить возможность ресурсов и условий решения той или иной задачи, для этого словесно-логическое и структурно-логическое моделирование верифицируют практику оптимального выбора личности и общества, визуализация которых определяется в конструктах «хочу, могу, надо, есть». Использование и пополнение педагогических средств традиционного и инновационного педагогического знания гарантирует успешное воспроизводство уровня образования и культуры, деятельности и науки, техники и спорта.
Уточним определения категорий современной педагогики, иллюстрируя качественное решение задач педагогического моделирования в профессиональном становлении педагога.
Воспитание (исторический подход) – процесс историко обусловленного построения системы педагогической поддержки личности в выборе приоритетов и норм гуманистической парадигмы образования, гарантирующей в непрерывности и персонификации возможность продуктивного поиска личности и общества, системно модифицирующих возможность развития и самоутверждение через продукты деятельности и общения личности, включенной в историко обусловленные связи, ресурсы, условия, возможности и способы решения задач.
Социализация (исторический подход) – процесс формирования опыта социальных отношений, определяемых через приоритеты эволюционирующей антропосреды, специфика и нюансы которой определяются идеями здоровьесбережения и гуманизма.
Самоактуализация (исторический подход) – процесс самостоятельного поиска оптимальной модели самодостижений в модели деятельности и общения, культуры и науки, образования и спорта.
Просвещение (исторический подход) – процесс расширения сознания у личности посредством универсальных и инновационно модернизируемых способах решения задач пополнения социального и персонифицированного опыта, научного мировоззрения, уровня притязаний личности и продуктивность выбора общества в модели гуманизма и здоровья.
Здоровьесбережение (исторический подход) – процесс формирования опыта отношений и деятельности в конструктах идей социально-педагогического знания, гарантирующего сохранение здоровья и ориентацию личности в персонифицированной практике решения задач развития (хочу, могу, надо, есть).
Выделенные определения будут реализовать практику оптимального выбора личности в модели персонифицированного развития и продуктивного самоутверждения обучающегося.
Библиографический список
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 28 с. ISBN 978-5-906806-37-6.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 70 с. ISBN 978-5-906806-38-3.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. С.87-93.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61223
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе изучения педагогами-аспирантами курса по выбору «Педагогическое моделирование в высшем образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61222
- Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Изучение факультатива «Инновационная педагогика» в модели адаптивного знания в подготовке обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки – 13.00.08 Теория и методика профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61189
- Анохина В.В., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Категория «воспитание» в модели становления и развития обучающегося // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/72762
- Герасименко М.П., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категории «саморазвитие педагога» в модели непрерывного образования // Психология, социология и педагогика. 2016. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/10/7249
- Герасименко М.П., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категории «саморазвитие» в модели непрерывного образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2016/11/16988
- Головко С.А., Шварцкопф Е.Ю. Возможности продуктивного изучения категории «воспитание» в структуре подготовки педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/14957
- Дудин А.С., Шварцкопф Е.Ю., Макарова Л.Н. Особенности уточнения категории «воспитание» в структуре подготовки педагога в системе высшего образования // Психология, социология и педагогика. 2016. № 7. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/07/6968
- Иванова Т.В., Платоненко А.И., Шварцкопф Е.Ю. Особенности уточнения категории «адаптация» в структуре подготовки педагога в системе высшего профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2016. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/11/7211 Колесников А. Н., Шварцкопф Е. Ю., Платоненко А. И. Специфика детерминации категории «развитие» в работе педагога // Прорывные научные исследования как двигатель науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Омск, 13 августа 2016 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.167-169.
- Колесников А. Н., Шварцкопф Е. Ю., Платоненко А. И. Специфика детерминации категории «формирование» в работе педагога // Инновационные технологии в науке нового времени : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Новосибирск, 8 августа 2016 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.200-202.
- Колесников А. Н., Шварцкопф Е. Ю., Платоненко А. И. Специфика детерминации категории «социализация» в работе педагога // Проблемы формирования единого научного пространства : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 3 августа 2016 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.197-199.
- Коломова Е. В., Шварцкопф Е. Ю., Макарова Л. Н. Возможности самоанализа обучающегося как конструкт развития // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июля 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.192-194.
- Свинаренко В.Г., Похоруков О.Ю., Содиков А.С. Некоторые детерминанты развития и саморазвития личности в модели современного образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70186
- Свинаренко В.Г., Похоруков О.Ю., Содиков А.С. Педагогические технологии моделирования и проектирования анкет в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5906
- Свинаренко В.Г., Содиков А.С., Похоруков О.Ю. Некоторые особенности использования исторического подхода в изучении социально-педагогического знания // Психология, социология и педагогика. 2016. № 8. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/08/7016
- Свинаренко В.Г., Содиков А.С., Похоруков О.Ю. Педагогические условия социализации и самореализации личности в карате // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2016/08/16002
- Щетинина Ю.Ю., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности уточнения категории «воспитание» в структуре подготовки педагога // Современная педагогика. 2016. № 6. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5645