Основы продуктивного обучения определяются в модели непрерывного образования в соответствии с условиями и способами решения задачи развития личности обучающегося и средств современного обучения, определяемых и определяющих качество усвоения научно-предметной области или учебного предмета. Специфика исследования и уточнения качества продуктивного обучения имеет исторически обусловленную направленность эволюции научного и дидактического поиска и знания в целом.
Определим особенности продуктивного обучения в модели развития обучающегося, включенного в систему занятий физической культурой и спортом, определив модели, функции, педагогические условия формирования личности обучающегося в структуре занятий физической культурой и спортом [1-42] базовым механизмом оптимизации качества учебно-воспитательной и учебно-тренировочной работы.
Продуктивное обучение – вид обучения, в основе которого определяется продукт или результат идеального и/или материального генеза, характеризующий обучающегося и его деятельность в визуализируемых результатах с позиции культуры; креативности; объективности; достоверности; научности; целостности; качества; персонифицированной, социальной, профессиональной зрелости и востребованности в поле микро-, мезо-, макроресурсов самоорганизации и самосохранения личности и антропосреды.
Продуктивное обучение на уроках физической культуры – вид обучения, используемый педагогом для определения уровня развития и качества формирования определяемых и решаемых в структуре учебно-воспитательной работы задач и форм самоидентификации и самоорганизации качества педагогической деятельности и общения, в современной педагогической практике к таким формам анализа и мониторинга относят результативность, здоровьесбережение, персонификацию, унификацию, гуманизм, толерантность и пр.
Продуктивное обучение на занятиях избранным видом спорта – вид обучения, используемый тренером для определения уровня акместановления личности, т.е. максимального развития, качества формирования определяемых и решаемых в структуре учебно-тренировочной работы задач и уровня самоидентификации и самоорганизации качества педагогической деятельности и общения, в современной педагогической практике к таким формам анализа и мониторинга относят результативность, конкурентоспособность, здоровьесбережение, персонификацию, унификацию, гуманизм, толерантность и пр.
Продуктивное обучение в модели занятий физической культурой – совокупность персонифицированных возможностей развития обучающегося средствами физического воспитания и физической культуры, гарантирующих качественное, своевременное достижение высоких результатов в выделенной плоскости (направления) оздоровления обучающегося.
Продуктивное обучение в модели занятий избранным видом спорта – совокупность персонифицированных возможностей развития обучающегося, определяющая высокие достижения в спорте базовым конструктом становления и формирования личности, гарантирует высокие достижения в плоскости самореализации и социализации, общения и культуры.
Педагогические основы продуктивного обучения – совокупность, регламентируемых обществом положений, определяющих особенности построения педагогического взаимодействия в структуре реализации заявленного вида обучения, предопределяющего успешное получение продукта как формы и атрибута дидактического процесса.
Педагогические основы продуктивного обучения на уроках физической культуры – совокупность, регламентируемых обществом положений, определяющих особенности построения педагогического взаимодействия в структуре реализации заявленного вида обучения, предопределяющего успешное получение продукта как формы и атрибута дидактического процесса, где физическая культура гарантирует в структуре определения и решения задач развития личности высокие результаты в формировании потребности в здоровом образе жизни и симпатии к спорту как самому зрелищному способу самоутверждения личности в обществе.
Педагогические основы продуктивного обучения на занятиях избранным видом спорта – совокупность, регламентируемых обществом положений, определяющих особенности построения педагогического взаимодействия в структуре реализации заявленного вида обучения, предопределяющего успешное получение продукта как формы и атрибута дидактического процесса в модели занятий выбранным видом спорта, гарантирует успешное достижение «акме» у личности, включённой в систему социальных, профессиональных и межличностных отношений.
Педагогические функции продуктивного обучения – совокупность реализуемых задач, гарантирующая педагогу получение качественных результатов в процессе реализации продуктивного обучения как самостоятельного вида современного обучения.
Педагогические функции продуктивного обучения на уроках физической культуры – совокупность реализуемых задач, гарантирующая педагогу получение качественных результатов в процессе реализации продуктивного обучения как самостоятельного вида современного обучения, определяющих здоровье высшей ценностью гибкой, целостной, самостоятельной и креативной личности, решающей задачи развития как составные самоорганизации и самосохранения личности, общества и культуры.
Педагогические функции продуктивного обучения на занятиях избранным видом спорта – совокупность реализуемых задач, гарантирующая тренеру получение качественных результатов в процессе реализации продуктивного обучения как самостоятельного вида современного обучения, гарантирующего личности и обществу оптимально высокие достижения, определяющие качество социализации и самореализации личности как в спорте, так и в повседневной жизни.
Педагогические функции продуктивного обучения на уроках физической культуры могут быть определены в следующей последовательности реализуемых учителем физической культуры составных дидактического поиска и профессионального решения определяемых и решаемых задач:
- функция воспитания и социализации личности,
- функция адаптации и здоровьесбережения,
- функция фасилитации и поддержки,
- функция ориентации и проектирования,
- функция гуманизации и персонификации,
- функция познания и самопознания,
- функция самоутверждения и самореализации,
- функция контроля и самоконтроля,
- функция самопроектирования будущего и самопрограммирования,
- функция просвещения и коррекции,
- функция систематизации и объективизации основ научения и самопознания,
- функция образования и досуга,
- функция культуры и развития,
- функция формирования и самоопределения,
- функция оптимизации и модификации условий и возможностей развития через занятия физической культурой и спортом,
- функция перспективы и мониторинга качества развития личности в модели занятий физической культурой и спортом,
- функция пролонгации основ развития и самосохранения, культуры и деятельности, общения и сотрудничества и пр.
Педагогические функции продуктивного обучения на занятиях избранным видом спорта могут быть определены в следующей последовательности реализуемых тренером по избранному вида спорта составных дидактического поиска и профессионального решения определяемых и решаемых задач:
- функция воспитания и социализации личности,
- функция адаптации и здоровьесбережения,
- функция гуманизации и персонификации,
- функция познания и самопознания,
- функция самоутверждения и самореализации,
- функция акмепроектирования и акмесамоутверждения через достижения в спорте,
- функция формирования активной, жизненной позиции,
- функция психокоррекции и самопрограммирования на высокие достижения и успех в решении поставленных задач,
- функция самоопределения и просвещения,
- функция контроля и самоконтроля,
- функция систематизации и объективизации основ научения и самопознания,
- функция образования и досуга,
- функция культуры и развития,
- функция формирования и самоопределения,
- функция оптимизации и модификации условий и возможностей развития через занятия физической культурой и спортом,
- функция перспективы и мониторинга качества развития личности в модели занятий физической культурой и спортом,
- функция пролонгации основ развития и самосохранения, культуры и деятельности, общения и сотрудничества и пр.
- функция формирования потребности в высоких достижениях и признании в обществе.
Технология формирования личности в модели продуктивного обучения – совокупность средств и методов продуктивного обучения, гарантирующих качественное решение задачи развития личности с учетом условий нормального распределения способностей и здоровья, индивидуальными особенностями обучающегося и социально-профессиональными нормами в модели сотрудничества и общения.
Технология формирования личности в модели продуктивного обучения на уроках физической культуры – совокупность средств и методов продуктивного обучения, гарантирующих качественное решение задачи развития личности с учетом условий нормального распределения способностей и здоровья, индивидуальными особенностями обучающегося и основами физического воспитания и физической культуры как части общей культуры личности.
Технология формирования личности в модели продуктивного обучения на занятиях избранным видом спорта – совокупность средств и методов продуктивного обучения, гарантирующих качественное решение задачи развития личности с учетом условий нормального распределения способностей и здоровья, индивидуальными особенностями обучающегося и социально-профессиональными нормами становления личности в спорте, определяет в модели сотрудничества и общения высокие персонифицированные результаты решения задач развития личности в спорте и через спорт.
Педагогические условия оптимального использования продуктивного обучения – совокупность конструктов и констант педагогической деятельности, гарантирующих качественное решение задач продуктивного становления личности в выделенной плоскости межличностных, социальных, образовательных и профессиональных отношений.
В следующей работе мы определим совокупность детерминант и педагогических условий оптимального использования продуктивного обучения на уроках физической культуры и спорта.
Библиографический список
- Аксенов Г. А., Зубанов В. П., Свинаренко В. Г. Возможности использования технологии портфолио в реализации продуктивного обучения на занятиях физической культурой // Психология, педагогика, образование: актуальные и приоритетные направления исследований : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 13 июля 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.1. Уфа : Аэтерна, 2017. С.8-10.
- Аксенов Г.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Здоровьесбережение как ценность и продукт педагогической деятельности в модели профессионально-педагогической подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1. С. 84-94.
- Аношина Н. Н. Портфолио обучающегося в продуктивном изучении иностранного языка // Инновационные технологии научного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 20 мая 2017 г.) : в 5-х ч. Ч.3. Уфа : Аэтерна, 2017. С.13-15.
- Аскарова А.Р., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности продуктивного обучения в моделировании уровневой технологии // Современная педагогика. 2017. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6815
- Баландов К.Г., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые вопросы теории социализации в общей педагогике, социальной педагогике и педагогике спорта // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6202
- Беспалов Д.Е., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации и самореализации личности в модели педагогической рефлексии // Современная педагогика. 2016. № 2. С.97-100.
- Бойкова И.В., Ильин А.А., Шварцкопф Е.Ю. Продуктивное самовыражение и самореализация личности в модели формирования культуры самостоятельной работы // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13171
- Болов А.В., Свинаренко В.Г. Инновационные и традиционные формы и методы контроля в работе с обучающимися, занимающимися шахматами (на примере программы «Шах и мат») // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5088
- Воронова К.В., Зубанов В.П. Возможности использования адаптивного и акмепедагогического знания в повышении качества педагогического взаимодействия педагога по физической культуре и обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. С. 597-604.
- Гвоздев Л. И., Бойкова И. В., Зубанов В. П. Особенности уточнения категориального аппарата современной педагогики // Достижения и проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июля 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.68-70.
- Гуляев Е. А., Зубанов В. П. Некоторые особенности определения основ и функций педагогической деятельности в работе педагога по физической культуре // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.112-114.
- Евстафьев Е.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности определения и решения задач развития личности в модели адаптивного знания // Современная педагогика. 2016. № 1. С.71-83.
- Зубанов В. П., Богданов С. В., Кириенко С. А. Педагогическая деятельность как основа продуктивного развития обучающегося // Единство и идентичность науки: проблемы и пути решения : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Казань, 3 июня 2017 г.) : в 4-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.37-39.
- Зубанов В. П., Егунов В. В., Меркушева Э. А. Продуктивная самореализация обучающегося, занимающегося спортом, как социально-педагогическая проблема // Современный взгляд на будущее науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 февр. 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.81-83.
- Зубанов В. П., Карлагачев Д. В., Меркушева Э. А. Качество и возможности решения задач на шкалирование в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Эволюция научной мысли : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 февраля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.62-64.
- Зубанов В. П., Колегов В. Е., Свинаренко В. Г. Особенности развития продуктивности личности в детерминации и уточнении категории «педагогическая деятельность» // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пермь, 8 июля 2017 г.) : в 3-х ч. Ч.3. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.75-77.
- Зубанов В. П., Ополев Ф. А. Возможности самореализации личности в системе идей педагогики физической культуры и спорта // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.135-137.
- Зубанов В. П., Макринский И. С., Козырева О. А. Особенности самореализации и самосовершенствования студентов в баскетболе // Проблемы и перспективы развития образования : Международная заочная научно-практическая конференция. – Пермь, 2011. Т.2. С.92-95.
- Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 (39). С.21-23.
- Зубанов В.П., Фролов М.П., Свинаренко В.Г. Специфика реализации идей продуктивного формирования и развития будущего педагога: модели, история и практика // Современные научные исследования и инновации. 2015. №9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57687
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039
- Каминский В.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности продуктивного становления личности будущего педагога в модели развития и саморазвития // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6083
- Капризов А.О., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Физическая культура и здоровьесбережение в подготовке будущего педагога // Современная педагогика. 2016. № 1. С.27-36.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4791
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13512
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности: модели и возможности формирования // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26432
- Козырева О.А. Педагогические условия формирования культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017;(2):17-26. DOI:10.21603/2542-1840-2017-2-17-26
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Виды и модели современного обучения в структуре образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13554
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.
- Кузьменков Н.И., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые особенности исследования социализации обучающегося в модели профессиональной подготовки педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13069
- Кузьменков Н.И., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Особенности изучения уровневого построения курса «Теоретическая педагогика» в структуре изучения раздела «Управление педагогическими системами» // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6098
- Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
- Михайлов Э.А., Зубанов В.П. Особенности формирования продуктивной самостоятельной работы у будущих педагогов в модели профессиональной подготовки // Современная педагогика. 2016. № 2. С.88-93.
- Паршин Ю.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые особенности исследования качества включения студента-педагога в условия производственной летней педагогической практики // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5017
- Петров Н.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации категории «обучение» в практике изучения основ курса «Теоретическая педагогика» // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2.С.33-39.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Селютин А.М., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Детерминация категории «воспитание» в структуре продуктивного изучения основ педагогической методологии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/23165
- Сырбу В.П., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Педагогическая деятельность как условие продуктивного развития личности обучающегося // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5162
- Угольникова О.А., Зубанов В.П. Выпускная квалификационная работа будущего педагога по физической культуре как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Современная педагогика. 2015. № 3 (28). С. 76-89.
- Шварцкопф Е. Ю., Безуспарцев А. Г., Свинаренко В. Г. Особенности продуктивного теоретического изучения категории «воспитание» будущими учителями физической культуры // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Волгоград, 22 мая 2017 г.) : в 4-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2017. С.106-107.