УДК 378.1; 371.3

ОСОБЕННОСТИ УТОЧНЕНИЯ КАТЕГОРИИ «ФАСИЛИТАЦИЯ» В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Шварцкопф Елена Юрьевна1, Хлебников Артем Андреевич2, Свинаренко Владимир Геннадьевич3
1Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, преподаватель
2Новокузнецкий институт филиал ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент
3Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва, Информационно-аналитический отдел, Управление развития перспективных исследований, ведущий инженер

Аннотация
В статье описывается возможность уточнения категории «фасилитация. Фасилитация как категория современной педагогики определяет возможность реализации идей гуманизма в различных направлениях педагогической деятельности. Возможности современной педагогической методологии используются для построения и уточнения особенностей фасилитации в работе педагога.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, педагогическое моделирование, самореализация, социализация, фасилитация


FEATURES SPECIFICATION "FACILITATION" CATEGORY IN THE STRUCTURE OF TEACHER PREPARATION IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Schwarzkopf Elena Yurievna1, Khlebnikov Artem Andreyevich2, Svinarenko Vladimir Gennadievich3
1Novokuznetsk branch of the Institute of FGBOU VO "Kemerovo state University", Novokuznetsk, lector
2Novokuznetsk branch of the Institute of FGBOU VO "Kemerovo state University", Novokuznetsk, student
3National research nuclear University «MEPhI», Moscow, Information and analytical Department, Management development advanced studies, head of information-analytical Department of the office of scientific research, senior engineer

Abstract
This article describes the ability to refine search "facilitation. Facilitation as a category of modern pedagogy determines the feasibility of the ideas of humanism in different directions of pedagogical activity. The possibilities of modern teaching methodologies are used to build and refine features facilitating the work of the teacher.

Keywords: culture independent work, facilitation, self-realization, socialization, teacher modeling


Библиографическая ссылка на статью:
Шварцкопф Е.Ю., Хлебников А.А., Свинаренко В.Г. Особенности уточнения категории «фасилитация» в структуре подготовки педагога в системе высшего профессионального образования // Современная педагогика. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6697 (дата обращения: 14.07.2023).

Современная практика определения и решения задач детерминации и верификации качества определяемых и решаемых задач и противоречий не обходит вниманием и категорию «фасилитация» [1-10].

Фасилитация как категория педагогической деятельности может быть рассмотрена в нескольких смыслах и конструктах научно-педагогического моделирования, частью которых является широкий смысл, детерминирующий явление в макроуровневом модуле знаний, узкий смысл, реализующий и оптимизирующий педагогический конструкт в мезоуровневом модуле знаний и локальный смысл, гарантирующий ситуативное, точечное пополнение знаний в модели современного научного поиска и деятельности субъектов образования и культуры, науки и техники, спорта и искусства.

Для качественного определения и решения задач моделирования в структуре измерения и уточнения категории «фасилитация» будем использовать работы по педагогическому моделированию и научному исследованию в педагогике [11-34], укрепляющих в сознании педагога-исследователя идею о развитии системы образования и составных современной научной картины мира в решении задач развития личности и общества.

Определим категорию «фасилитация» в модели широкого, узкого и локального смыслов.

Фасилитация (широкий смысл) – педагогический инструмент или конструкт, гарантирующий педагогу и обществу качественное решение задач учета уровня развития личности в модели решения задач социализации и самореализации, адаптации и самоопределения, взаимодействия и общения, где облегчение и ситуативное возрастосообразное уточнение дидактического материала определяется через систему правил и положений дидактики, гарантирующих успешное решение задач образования и деятельности в системном поиске оптимальных и инновационно-обогащающих личность и общество моделей сотрудничества, саморазвития, общения и других качественно влияющих продуктов на уровень развития личности и общества.

Фасилитация как категориальное явление может быть и должно реализовано в системе программно-педагогического обеспечения и сопровождения в непрерывном образовании, гарантирующем личности целостное развитие с учётом потребностей и возможностей в модели культуры, деятельности и общении. Данная практика реализуется многомерно и целостно в системном поиске оптимально реализуемых программ в иерархии компетенций, трудовых функций и функционально-трудового подхода.

Фасилитация (узкий смысл) – процесс решения задач педагогической деятельности и социального воспроизводства уровня жизни и взаимодействия, общения и сотрудничества, гарантирующий успешное самоопределение личности, самосовершенствование личности, самореализацию и самоутверждение, сотрудничество и взаимопомощь в системном поиске наиболее удобных условий развития и взаимодействия в микро-, мезо-, макросредах и конструктах педагогического генеза.

Узкий смысл категориальных продуктов фасилитации определяет на предметном уровне все средства педагогической деятельности педагога, начиная от учебного плана, заканчивая рабочими программами педагога непрерывного образования.

Фасилитация (локальный смысл) – процедура верификации истинности учета всех условий задачи оптимизации качества решения противоречий развития личности в модели деятельности и общения, образования и профессионально-трудовых отношений.

Локальный смысл фасилитации в модели педагогической деятельности определяется успешностью продуктивного поиска педагога в оптимизации условий и решений задач развития и культуры.

Фасилитация в модели непрерывного образования определяет способы и методы, формы и условия качественного решения задач современного образования и научно-прикладного поиска.

В выборе педагогом условий использования педагогического моделирования одним из положений качественного решения задачи развития должна быть структура, непосредственно связанная с особенностями фасилитации дидактического материала, определяющими портретности и возможности личности и системы социально-образовательных отношений в иерархии смыслов и продуктов системы образования, профессионально-трудовых и социально значимых отношений и условий самосохранения и самоорганизации.

Педагогические условия оптимизации качества современного образования также должны содержать одним из положений систему фасилитационно-адаптивных форм решения проблем современного образования в модели развития обучающегося.

Фасилитация как решение и конструкт, функция и модель оптимизации качества современного образования гарантирует личности успешное воспроизводство и пополнение копили антропологически обусловленных продуктов и средств решения задач социально-образовательной и профессионально-трудовой деятельности.


Библиографический список
  1. Бен Е. А. Некоторые особенности фасилитации в работе педагога по физической культуре // Научные основы современного прогресса : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 июня 2016 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.174-176.
  2. Бородин А.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Теория и практика детерминации категории «фасилитация» будущими педагогами по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/70409
  3. Бородкин И.Ю., Шишкина Т.И. Фасилитация как категория педагогики физической культуры и спорта // Современная педагогика. 2016. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5926
  4. Зубанов В.П., Косоухов В.М., Свинаренко В.Г. Определение возможностей категории «фасилитация» в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4. С.36-46.
  5. Мешкова Е. О. Педагогическое моделирование в структуре уточнения категории «фасилитация» // Закономерности и тенденции инновационного развития общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.120-122.
  6. Никитин С. А. Фасилитация в модели современного образования // Символ науки. 2016. №4-2. С.151-152.
  7. Остряков А.И., Острякова С.В. Историко-педагогическое значение адаптации и фасилитации в реализации идей гуманизма // Современная педагогика. 2016. № 7. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5870
  8. Сидоров А. О. Фасилитация в конструктах педагогики развития // Информационные технологии в науке нового времени : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Курган, 20 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.142-144.
  9. Соснина А. О. Педагогическая фасилитация как категория профессионально-педагогического знания // Инновационные технологии научного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Тюмень, 15 июня 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.243-245.
  10. Топакова В. В. Возможности уточнения категории «фасилитация» в структуре изучения основ теоретической педагогики педагогами-бакалаврами // Символ науки. 2016. №8-2. С.153-155.
  11. Авилова А.В. Особенности детерминации и уточнения формируемых идеалов педагогической деятельности // Современная педагогика. 2016. № 10. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/10/6108
  12. Алексеев В.В., Шварцкопф Е.Ю. Возможности уточнения реализации идей гуманизма и педагогической поддержки в подготовке будущих учителей физической культуры // Современная педагогика. 2016. № 2. С.79-87.
  13. Анохина В.В., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности профессионального образования и профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре в структуре реализации идей исторического подхода // Современная педагогика. 2016. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/12/6207
  14. Бойкова И. В. Детерминация и возможности формирования культуры самостоятельной работы студента техникума как продукт самоидентификации и самореализации личности // European Social Science Journal. 2016. № 5. С.162-168.
  15. Волостных Е.С., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности социализации и самореализации личности в модели профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.102-111.
  16. Захарова Д.В., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации педагогической деятельности в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/17241
  17. Зубанов В.П., Бишлер Е.В., Тимофеев Е.В. Возможности уточнения понятийного аппарата в исследовании роли двигательной активности обучающегося на занятиях физической культурой. // Интернетнаука. 2016. № 10. С.136-150. DOI:10.19075/2414-0031-2016-10-136-150
  18. Иванова Т.В., Платоненко А.И., Шварцкопф Е.Ю. Особенности уточнения категории «адаптация» в структуре подготовки педагога в системе высшего профессионального образования // Психология, социология и педагогика. 2016. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/11/7211
  19. Калашник А.М., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Воспитание в модели современной культуры и непрерывного образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1. С.102-110.
  20. Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
  21. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.
  22. Кочуганов С.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации идей гуманизма и педагогической поддержки в подготовке будущих педагогов физической культуры // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.141-147.
  23. Кошелева А.А., Стройкина Л.В., Коновалов С.В. Педагогические функции и педагогические условия организации занятий английскому языку в 5-7 классах средствами электронных энциклопедий // Интернетнаука. 2016. №11. С.148-162. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-148-162
  24. Лукьянцева А.С., Стройкина Л.В., Коновалов С.В. Здоровьесберегающая педагогика в модели занятий физической культурой (общепедагогический и философский аспект) // Интернетнаука. 2016. №11. С.163-174. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-163-174
  25. Омельченко М.Г., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Педагогические условия оптимизации возможностей развития личности в модели формирования культуры самостоятельной работы // Психология, социология и педагогика. 2016. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/12/7438
  26. Остраницын И.И., Стройкина Л.В., Коновалов С.В. Принципы здоровьесберегающей педагогики в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Интернетнаука. 2016. №11. С. 175-190. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-175-190
  27. Рябов И.С., Шварцкопф Е.Ю. Особенности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов физической культуры // Современная педагогика. 2016. № 2. С.66-78.
  28. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  29. Тюрякова О.А., Шварцкопф Е.Ю. Особенности уточнения категориального аппарата современной педагогики спорта и физической культуры // Современная педагогика. 2016. № 2. С.61-65.
  30. Хомякова С.Д., Шварцкопф Е.Ю. Возможности детерминации категории «воспитание» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.148-152.
  31. Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г., Голубовский А.Ю. Качество планирования и организации воспитательной работы в школе как социально-профессиональная проблема // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.122-134.
  32. Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г., Татур В.В. Особенности продуктивного поиска личности в модели профессиональной подготовки педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 2. С.47-56.
  33. Южаков И.А., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Моделирование детерминаций категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5613
  34. Яковлева В.Н., Похоруков О.Ю., Коновалов С.В. Возможности исследования саморазвития педагога по физической культуре как социально-профессиональная проблема // Интернетнаука. 2016. №11. С.191-202. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-191-202


Все статьи автора «НФИ КемГУ ФФК»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: