УДК 37

ВНИМАНИЕ К ВОЗРАСТНЫМ ОСОБЕННОСТЯМ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Абдумаджидов Абдулхай Абдулхакович
Ташкентский педиатрический медицинский институт
доцент кафедры Нормальная физиология

Аннотация
Малоподвижный образ жизни современных детей оказывает серьезное отрицательное влияние на их физическое и психическое развитие. Автор предлагает учитывать возрастные особенности развития детей и включать в уроки подвижные и ролевые игры.

Ключевые слова: игры, организм, позвоночник, ребенок, физиология, функционирование


ATTENTION TO AGE FEATURES OF CHILDREN DURING THE TRAINING ACTIVITIES

Abdumadzhidov Abdulhay Abdulhakovich
Tashkent Pediatric Medical Institute
Associate Professor of Department of Normal Physiology

Abstract
Sedentary lifestyle of today's children have a serious negative impact on their physical and mental development. The author proposes to take into account the age characteristics of children and include lessons mobile and role-playing games.

Keywords: body, child, functioning, games, physiology, spine


Библиографическая ссылка на статью:
Абдумаджидов А.А. Внимание к возрастным особенностям развития детей в период учебной деятельности // Современная педагогика. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/04/7054 (дата обращения: 13.07.2023).

Знание закономерностей развития организма ребенка, и специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза, является залогом успешной учебной деятельности школьников. Однако, на наш взгляд, педагоги мало учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения. «Воспитание и обучение имеет дело с целостным ребенком, с его целостной деятельностью, эта деятельность, рассматриваемая как особый объект изучения, содержит в своем единстве много аспектов, в том числе… физиологический» [3].

В процессе индивидуального развития организм ребенка изменяется как единое целое. Его структурные, функциональные и адаптационные особенности обусловлены взаимодействием всех органов и систем на разных уровнях интеграции — от внутриклеточного до межсистемного. Одна из целей возрастной периодизации — установить границы отдельных этапов развития в соответствии с физиологическими нормами реагирования растущего организма на воздействие факторов внешней среды. Характер ответных реакций организма на оказываемые воздействия самым непосредственным образом зависит от возрастных особенностей функционирования различных физиологических систем [1]. Качественные изменения деятельности физиологических систем соответствуют определенным периодам, так в дошкольном возрасте это возраст от 3–4 к 5–6 годам, в младшем школьном — от 7–8 к 9-10 годам, в подростковом возрасте соответствуют стадиям биологической зрелости (половое созревание). При условии сочетания возрастного и индивидуального подхода к изучению особенностей функционирования ребенка можно разработать адекватные гигиенические и педагогические меры, обеспечивающие сохранение здоровья и прогрессивное развитие организма и личности ребенка.

Жизнь современных детей отличается от их сверстников предыдущих поколений малоподвижностью, большую часть дня дети сидят на уроках, потом дома  – перед компьютером. В школь­ном периоде рост и развитие скелета далеко еще не закончены. У детей, в отличие от взрослых, фиксация позвоночника неустойчивая, несовершенная, и под влиянием внешних факторов могут возникать стойкие деформации костей позвоночника  -сколиозы и патологические осанки. Они приводят к возникновению и развитию значительных нарушений телосложения – увеличения естественных изгибов позвоночника  крыловидных лопаток, ассиметрии плечевого пояса, уплощение грудной клетки не только обезображивают форму тела, но затрудняют работу внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта), ухудшают обмен веществ. При начальных формах сколиоза наблюдается учащение пульса, снижение насыщенности крови кислородом, быстрое утомление организма при выполнении работ. Нарушения костеобразования у детей являются также следствиеам  нарушения питания. Сидение за компьютером, как правило, сочетается у детей с приемом пищи. Фастфуды вкупе с неправильным пережевыванием пищи приводят, кроме того, к кариесу. А в подростковом возрасте формируется тип желудочной секреции, тесно связанный с типом конституции. В этом же возрасте нередко начинают проявляться разнообразные отклонения от нормы в деятельности желудочно-кишечного тракта, среди которых типичны повышенная и пониженная секреторная активность желудка.

Учитывая это, педагоги должны больше внимания уделять подвижности детей на уроках. В жизни человека большую роль играет его деятельность. У детей ведущая деятельность – игра, у молодых людей – учеба, у взрослых – труд. Игра, являющаяся для детского возраста ведущей деятельностью, определяет становление и развитие психики и физического состояния ребенка. Большое место в жизни детей занимают подвижные игры. Д. Б. Эльконин выделяет пять групп таких игр:

1.Имитационно-процессуальные игры и элементарные игры-упражнения с предметом.

2. Драматизированные игры по определенному сюжету.

3.Сюжетные игры с несложными правилами.

4.Игры с правилами без сюжета.

5.Спортивные игры и игры-упражнения с ориентировкой на определенные достижения игр [6].  К сожалению, в последние годы отмечается исчезновение, как таковых, дворовых игр. В этой связи педагогам, как нам кажется, надо чаще использовать ролевые и другие подвижные игры на уроках в начальной школе. Именно, физкультура   в начальных классах продолжает развивать выносливость, ловкость, силу рук и ног, координацию движений, навыки участия в командных играх, и делает это с учетом физических и психических особенностей организма ребенка, присущих определенному возрасту. Помимо уроков физкультуры, которые проходят только два раза в неделю, детям надо чаще давать возможность бегать, прыгать, танцевать, или выполнять какие-либо физические упражнения. Например. Сидя на стуле делать еле заметные движения головой вверх-вниз, вправо-влево, такие же еле заметные покачивания головой из стороны в сторону, амплитуда движений 1-2 сантиметра (5-10 раз); стоя на четвереньках, выгибать и прогибать спину (5-10 раз); стоя, руки положить на плечи, достать коленом противоположный локоть, верхняя часть тела неподвижна (5-10 раз каждой ногой); ходьба на носках, на пятках, на наружном и внутреннем крае стоп, с высоким подниманием колен, с сильным сгибанием ног назад (2 минуты); хорошо помогает для выработки осанки хождение с книгой на голове. Такие упражнения приведут детей в неописуемый восторг и будут полезны для их здоровья. На уроках можно чаще использовать ролевые и дидактические игры. Как показывают исследования, в ситуации дидактической игры ребенок усваивает программу значительно успешнее, нежели в ситуации учебного занятия [4]. Сущность дидактической игры заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные в игровой форме. Ролевая игра, или игра-драматизация важна не просто тем, что ребенок изображает, играя роль, но то, как он это делает, насколько совершенна передача объективного содержания роли. Игра-драматизация является одной из возможных форм перехода к продуктивной эстетической деятельности с характерным для нее ведущим мотивом воздействия на других людей. [5]

Внимание к возрастным особенностям позволяет адекватно подбирать формы, методы, средства воспитания и обучения. Правильно организованная психолого-педагогическая деятельность педагога и баланс умственной и физической нагрузки школьников будет способствовать развитию детей, не нарушая их психического и физического здоровья.


Библиографический список
  1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Дебора А. Фарбер. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). http://coollib.com/b/251471
  2. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте.// Избр. психологические исследования. -М.,1956.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986. — С. 167.
  4. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.-М., 1988.
  5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка.//Избранные психологические произведения. Режим доступа: yanko.lib.ru/books/psycho/leontyev-psychology.htm
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.,1978.


Все статьи автора «Акрамова Лола Юнусовна1»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: