УДК 378.147

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Галиаскарова Назия Галиакберовна
Казанский государственный университет культуры и искусств

Аннотация
Статья посвящена проблемам формирования всесторонне развитой личности на занятиях по иностранному языку посредством оптимизации учебного материала, форм и средств обучения. Рассматриваются также вопросы межкультурной коммуникации.

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, изучение иностранного языка, межкультурные коммуникации, творчество


INTENSIFICATION OF EDUCATIONAL AND CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE CLASSROOM IN A FOREIGN LANGUAGE

Galiaskarova Naziya Galiakberovna
Kazan State University of Culture and Arts

Abstract
The article is devoted to problems of formation of comprehensively developed person in the classroom for foreign language through the optimization of the educational material, forms, and training aids. We also consider issues of intercultural communication.

Keywords: creativity, extracurricular activities, foreign language learning, intercultural communication.


Библиографическая ссылка на статью:
Галиаскарова Н.Г. Интенсификация учебно-творческой деятельности студентов на занятиях по иностранному языку // Современная педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/04/4247 (дата обращения: 18.07.2023).

Современному развивающемуся обществу нужны специалисты высокообразованные, компетентные, нравственные, предприимчивые, уверенные, толерантные, коммуникабельные, способные к сотрудничеству. [1]. Качественное образование – это образование, которое готовит востребованных людей, способных к саморазвитию, обладающих неповторимой индивидуальностью, творческим началом. [2]Любого человека, в том числе и студента, можно научить говорить на иностранном языке, только заинтересовав его, поскольку, как правило, толькоосознанный интерес заставляет человека действовать в определенном направлении, выступая в качестве мотива деятельности. При этом общение выступает как необходимое условие эффективного взаимодействия между преподавателем и студентами, а также студентами внутри коллектива. Оно предполагает взаимопонимание, установление контакта и на этой основе сотрудничества преподавателя и студента. В этом плане проблема педагогического общения вплотную ставит нас перед проблемой воспитания. Своеобразное отличие обучения от воспитания состоит в том, что приобретение ценностных ориентаций личности – установок,мотивов, потребностей идет не через логическое запоминание учебного материала, а через сопереживание в совместной коллективной деятельности, через общение с педагогом и товарищами.Навыки межкультурной коммуникации дают человеку возможность правильно ориентироваться в едином, культурном пространстве, которое характеризуется взаимодействием локальных культур с глобальной. [3]

 

В условиях традиционной методики обучения общению мешает ряд обстоятельств : дефицит времени, формальные отношения преподаватель – студент, отсутствие контакта между студентами в группе, проблема перегрузки домашними заданиями. Отсюда возникает противоречие: с одной стороны в нашу задачу входит формирование всесторонне развитой личности, стремление воспитывать и развивать способности к творчеству, а с другой – подавляющее большинство студентов обладает недостаточным уровнем нравственного и эстетического развития, низким уровнем культуры общения. Это противоречие можно решить только в условиях интенсификации учебно – творческой деятельности студентов, которая предусматривает оптимизацию учебного материала, форм и средств обучения, создание особого климата нравственных,познавательных и эстетических отношений, благоприятствующих общению.Кроме того, внеаудиторная деятельность способствует расширению иноязычного образования, выявлению профессиональных навыков, повышению эстетической, коммуникативной и общей культуры. [4]

С этой целью на занятиях по иностранному языку необходимо сокращение количества тренировочных упражнений при увеличении объема творческих, которые по своему содержанию приближались бы к образцам речевого общения. К ним относятся упражнения, которые предусматривают самостоятельное построение ответа или логически обоснованное суждение. Как правило,это ситуативные лексические упражнения : 1. Для дальнейшего участия в конкурсе необходимо найти несоответствия в данных предложениях и суметь исправить их. (В таких предложениях опускается подлежащее, переставляются члены предложения или дается антоним). 2. Вы готовитесь на должность менеджера туристического агентства. Нужно пройти тест на правильность выбора одного предложения из нескольких предложенных. (Упражнение на множественный выбор, где изразличных вариантов нужно выбрать один правильный).

Грамматические упражнения составляются так, чтобы они могли вызвать интерес и настроить студентов на самостоятельное мышление : 1. Вам надо пойти в театр, но у вас много поручений по хозяйству. Оставьте записку родителям, где вы перечисляете все, что вы успели сделать. (Повторение прошедшего времени). 2. Студенты обмениваются впечатлениями по прочитанному тексту. Затем каждый высказывает точку зрения другого. (Повторение придаточных предложений).

Все упражнения преподносятся студентам с выдумкой, они носят неформальный характер, вызывают положительные эмоции, а вместе с ним интерес, что позволяет овладеть лексикой,грамматикой на более высоком уровне активизации мыслительной деятельности. Тестовые упражнения после каждого занятия, как правило, дают высокие показатели овладения пройденным материалом.Кроме этого, использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем, делает   образовательный процесс разнообразным, стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и формирует положительную мотивацию к изучению данного предмета.[5]


Библиографический список
  1. Галиаскарова Н.Г. Профессионализация языковой подготовки будущих специалистов в процессе дополнительного образования // Современная педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2863 
  2. УстининаГ. Ф. Создание образовательной творческой среды как необходимое условие формирования конкурентноспособной личности будущего специалиста.// Современная педагогика, 2014, №12..[Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2721
  3. Сатарова Л. Х.. Обучение межкультурному общению в поликультурной библиотеке. Современная педагогика. 2015, № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/2863
  4. Новгородова Е. Е., Валеева Р. З., Формирование социокультурной компетенции студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке. Современная педагогика, 2014, №12. [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2863 
  5. Кириллова А.И. Интерактивные методы обучения // Психология, социология и педагогика. – Апрель 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2941


Все статьи автора «Галиаскарова Назия Галиакберовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: