УДК 37.04

ОБОБЩЕННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ГИА (ОГЭ) ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ В 2014 ГОДУ

Козлов Сергей Валерьевич
ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики

Аннотация
В статье представлены результаты выполнения тестовых заданий экзамена 2014 года по информатике и ИКТ в 9 классе средней школы. Анализ проведен на основании данных ГИА (ОГЭ) по информатике и ИКТ Смоленской области в 2014 году. Автором проведен обобщенный анализ заданий экзаменационного теста. Даны рекомендации по подготовке учащихся к экзамену по информатике за курс средней школы.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, информатика, информационно-коммуникационные технологии, общий государственный экзамен, предпрофильное обучение, профильное обучение, тестирование, тестовые задания


THE GENERALIZED ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE TEST TASKS GIA (OGE) ON INFORMATICS AND ICT IN 2014

Kozlov Sergey Valeryevich
FGBOU VPO «Smolensk State University», Smolensk
Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, assistant professor of Computer Science

Abstract
The article presents the results of performance of test tasks of exam of 2014 on informatics and ICT in the 9th class of high school. The analysis is carried out on the basis of data of GIA (OGE) on informatics and ICT of the Smolensk region in 2014. The author carried out a generalized analysis of the tasks of the examination test. The article gives advice on preparing of pupils for the exam in Informatics for high school course.

Keywords: informatics, information and communication technologies, preprofile training, profile training, state final attestation, test tasks, testing, the overall state exam


Библиографическая ссылка на статью:
Козлов С.В. Обобщенный анализ результатов выполнения тестовых заданий ГИА (ОГЭ) по информатике и ИКТ в 2014 году // Современная педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/06/4238 (дата обращения: 01.10.2017).

Итогом обучения в средней школе являются выпускные экзамены для учащихся 9 классов. Два из них – по русскому языку и математике – являются обязательными экзаменами. Аттестация по остальным предметам проводится в зависимости от выбора школьника. Обычно девятиклассник обязан выбрать три предмета самостоятельно, при этом один из них должен входить в региональный компонент. В 2014 году школьники могли вовсе не сдавать экзамены по выбору.

Тем не менее, по большинству школьных предметов учащиеся воспользовались своим правом сдачи экзаменов по желанию. Это объяснимо тем, что обучение в старшей школе профильное. В связи с этим результаты экзаменационной работы позволяют объективно судить о готовности ученика к обучению в старшем классе по выбранному им профильному направлению [1].

Экзамен по информатике и ИКТ в 9 классе лежит в компетенции выбора ученика. Школьники выбирают данное испытание по желанию. В 2014 году в Смоленской области данный экзамен, несмотря на отсутствие прямой необходимости, выбрало 29 учащихся. Число школьников по сравнению с 2013 (44 ученика) уменьшилось в 1,5 раза. Хотя учащиеся вообще могли не сдавать дополнительные экзамены. Это свидетельствует об устойчивом интересе к предмету, заинтересованности к изучению его в дальнейшем, как в старших классах школы, так и затем в вузах профильной направленности.

Охват тем на экзамене по информатике и ИКТ в 9 классе повторяет тематику ЕГЭ по предмету в 11 классе. В связи с этим залог успешности при итоговой аттестации после обучения в старших классах закладывается во многом уже в средней школе. Тематика охватывает знания учащихся по кодированию информации, системам счисления, основам логики, математическому моделированию, алгоритмизации и программированию, информационным технологиям работы с электронными таблицами, базами данных и в сети Интернет. Ввиду этого более прочному усвоению базовых знаний по информатике в 8-9 классах будет способствовать использование цифровых образовательных ресурсов. Мультимедийные образовательные ресурсы целесообразно систематически применять как во время уроков [2, 3] так и во внеучебное время [4, 5], а также использовать в качестве дополнительных материалов для самостоятельного изучения школьниками [6, 7].

Наибольшее затруднение в первой части вызвало задание №4, а во второй части – задание №16. С этими тестовыми заданиями справились лишь 55% школьников. По остальным заданиям первых двух частей процент неверно выполненных заданий колеблется от 14% до 38% [8, 9].

Четвертое тестовое задание направлено на проверку умения определять полное имя файла после манипуляций с файловой системой. Действия над файлом могут быть связаны с его переименованием, перемещением или копированием в новое место. При этом могут быть созданы или удалены отдельные каталоги файловой системы. Затруднения школьников вызваны тем, что при навигации по файловой системе они обращают внимание, как правило, на краткое имя файла. Ученики не сопоставляют переходы вверх и вниз по каталогам системы с изменением пути доступа к файлу, а, следовательно, и его полного имени. В связи с этим следует рекомендовать учителям при изучении файловой системы компьютера обратить внимание на данную статистику. Методически будет верным наряду с изучением навигации в системе окон проводника продемонстрировать возможности других файловых менеджеров. Научить находить файлы в иерархической системе каталогов компьютера с помощью сервиса поиска файлов. Уточнять при поиске параметры файлов от общих характеристик к частным характеристикам. Обращать внимание на то, что файлы с одинаковым кратким именем, находящиеся в различных местах файловой системы, будут иметь разное полное имя.

Шестнадцатое тестовое задание проверяет умение кодировать и декодировать полученную информацию. В задании определяется система правил кодировки данных и требуется выяснить, какие из них могут, а какие не могут быть получены при ее работе. Анализ данных предполагает сопоставление всякого числового или буквенного или вообще символьного выражения каждому из правил системы. Только таким образом можно ответить на вопрос, поставленный в тестовом задании. Ошибки возникают, как правило, по одной из двух причин. При применении правил какое-либо из них не проверяется или проверяется неправильно. Неочевидная ошибка связана с форматом входных данных, на что школьники могут не обратить пристального внимания, а в такой форме они не будут обработаны в принципе. В связи с этим учителям при решении задач подобного характера следует сконцентрировать внимание школьников именно на этих двух фактах.

Остальные тестовые задания первой и второй части ГИА по информатике и ИКТ школьники выполняют в целом традиционно неплохо. Однако хотелось бы обратить внимание на темы «Основы логики» и «Алгоритмизация и программирование». Задания по этим темам включены естественным образом в тематику ЕГЭ по информатике, но в отличие от заданий 9 класса они требуют высокой базовой подготовки, и не все ученики выполняют их правильно. Поэтому в контексте профильного обучения в старшей школе необходимо усилить подготовку учащихся по данным дидактическим линиям [10, 11, 12].

Так по теме «Основы логики» школьники должны уверенно определять истинность сложносоставных высказываний. Уметь оперировать логическими функциями НЕ, И, ИЛИ. Учащиеся также должны уметь интерпретировать значения данных функций на множественные отношения на плоскости. Уметь выяснять соотношение между запросами с логическими операциями к поисковому серверу в сети Интернет. Указанные умения необходимы при выполнении подобного рода и более сложных на их основе заданий при обучении информатике в профильных классах старшей школы.

По теме «Алгоритмизация и программирование» следует постоянно демонстрировать ученикам неразрывность этих направлений в современном понимании сути предмета. Ученики должны не только знать основные алгоритмические конструкции, но и конструировать на их основе алгоритмы решения поставленных задач. Школьнику необходимо привить осознанный выбор конструкции, применения их последовательности или композиции, в соответствии с начальными условиями задачи и требуемым результатом. Ученик должен уметь реализовывать средствами изучаемого языка программирования составленный им алгоритм.

Обратить внимание также следует на умение выполнять трассировку алгоритма при заданных в условии задачи значениях исходных величин. Алгоритмы, представленные на экзамене по информатике в 9 классе, являются фундаментальными. Они реализуют базовые алгоритмические конструкции ветвления или цикла. В отдельных случаях внутри цикла может присутствовать оператор ветвления. В 11 классе на профильном экзамене по информатике вариации данных конструкций могут быть более сложными. В связи с этим необходимо прививать ученикам структурное написание программ на языке. Учащихся надо научить видеть, где заканчивается одна конструкция и начинается другая, где одна из конструкций является составной частью другой конструкции. Только обучение в соответствии с данными принципами будет способствовать глубокому пониманию алгоритмизации и применению полученных знаний и умений в программировании задач на компьютере.

В отличие от тестовых заданий первой и второй частей задачи третьей части высокого уровня сложности учащиеся 9 классов выполняют хуже. В третьей части всего два задания. Они оцениваются в 0, 1 или 2 балла. Правильно или частично правильно эти задания выполнили 48% и 31% соответственно [13]. Данный факт свидетельствует о том, что подобные задачи школьники хоть и решают, но с большими затруднениями. На уроках в средней школе такие и подобного характера задания встречаются достаточно редко. Данные задания предлагаются, как правило, не классу целиком, а лишь некоторым способным ученикам индивидуально. Ввиду недостаточности учебного времени на уроках информатики это возможно и оправдано, например, при использовании автоматизированных программных сред [14, 15]. Если есть дополнительные факультативные или иной формы занятия, то решение таких задач выносится на них.

В связи с этим учителю как один из возможных выходов по разрешению данной ситуации следует рекомендовать использовать инновационные формы учебной работы [16, 17]. В таком случае каждый ученик будет работать в соответствии с индивидуальными задачами своей учебной деятельности. Так, например, можно внедрять в образовательный процесс концепцию реализации оптимальной траектории обучения [18]. Технологий работы в рамках данной концептуальной основы несколько. Учителю же информатики особенно стоит воспользоваться автоматизированными программными комплексами с применением тестовых методов оценки результатов и диагностики обучения [19, 20]. Это высвободит дополнительное время для более глубокого изучения предмета информатики в средней школе на базовом уровне [21, 22].

Девятнадцатое тестовое задание проверяет с одной стороны умение выработать алгоритм решения вычислительной задачи математического моделирования в среде электронной таблицы. Для решения необходимо использовать сложную математическую функцию СЧЕТЕСЛИ или разбить алгоритм на два шага. На первом из них с помощью функции ЕСЛИ найти ячейки, удовлетворяющие вопросу задачи, и записать, например, в ячейки одного из соседних столбцов единицу, в противном случае ноль. Затем с помощью функции СУММА найти количество ячеек, отвечающих на вопрос задачи, и в нужную ячейку записать найденный ответ.

Решение этой задачи сложно тем, что необходимо применить комбинированные умения. Школьнику требуется составить алгоритм решения, подобрать подходящий инструментарий, в данном случае функции в электронных таблицах, и только потом пробовать его реализовать. Такого рода умениями обладают школьники с высокой средней общепредметной подготовкой и хорошим знанием предметной области информатики. В связи с этим ученикам следует систематически предлагать подобного рода задачи при изучении различной тематики учебного предмета [23]. Ученик должен уметь выбирать из множества знаний те, что помогут ему решить конкретную практическую задачу.

Двадцатое тестовое задание также направлено на умение демонстрировать навыки алгоритмической деятельности. При его решении данная связь и вовсе очевидна. Требуется написать алгоритм для робота на бесконечной клеточной карте или программу в одном из языков программирования, где количество введенных данных заранее неизвестно. Решение и в первом и во втором случае предполагает использование цикла с условием, внутри которого с помощью конструкции ветвления выполняются действия заданные в условии задачи. Например, закрашивание определенных клеток карты для робота. Или нахождение количества или суммы чисел последовательности обладающих определенным свойством.

Данная задача сложна тем, что сначала надо представить абстрактный алгоритм, выполнение которого не зависит от количества повторений. Алгоритм должен правильно работать для любого возможного числа данных задачи. С такими задачами школьники на уроках также сталкиваются достаточно редко. В силу же специфики области программирования, изучение которой зачастую выносится на дополнительные занятия или откладывается до старших классов школы, учащиеся, не имеющие навыка решения, не справляются с данным заданием или решают его частично для ограниченного числа входных данных. Ввиду этого учителям информатики в контексте общей алгоритмической подготовки требуется изначально научить вырабатывать возможные пути решения, определять правильный из вариантов, затем реализовать его практически в языке программирования, параллельно оптимизируя найденный алгоритм решения задачи.

Подводя в целом итоги ГИА (ОГЭ) учащихся по информатике и ИКТ, следует отметить достаточно высокий уровень предметной подготовки школьников. Показатель качества знаний по информатике учеников Смоленской области в 2013-2014 учебном году составляет 75,9%.

В соответствии с критериями оценивания 8 учеников по итогам экзамена получили отметку «5» (27,6% всех учащихся), 14 – «4» (48,3% всех учащихся), 6 – «3» (20,7% всех учащихся) и только один ученик не справился с экзаменом (3,4% всех учащихся). Итоговые результаты представлены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1 – Итоговые результаты выполнения тестовых заданий ГИА по информатике и ИКТ

Рисунок 2 – Итоговые результаты выполнения тестовых заданий ГИА по информатике и ИКТ

При этом следует подчеркнуть, что два ученика выполнили верно все задания теста (100% правильных ответов), а четверо учащихся допустили не более двух ошибок в тесте (90% и более правильных ответов). В среднем учащиеся набирали за тест 14,8 «сырых» балла, что составляло 67% правильно выполненных тестовых заданий (рис. 3-4).

Рисунок 3 – Итоговые результаты выполнения тестовых заданий ГИА по информатике и ИКТ

Рисунок 4 – Итоговые результаты выполнения тестовых заданий ГИА по информатике и ИКТ

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учащиеся средней школы осознанно выбирают экзамен по информатике и ИКТ. Школьники достаточно уверенно выполняют тестовые задания, о чем свидетельствует высокий процент (75,9%) учащихся получивших на экзамене отметки «4» и «5». Это подтверждает в целом эффективность организации процесса обучения информатике, что позволяет получать ученикам фундаментальную подготовку в данной предметной области.

В тоже время век информационно-коммуникационных технологий предъявляет все более высокие требования к подготовке учащихся по информатике [24]. Развитие диктует обязательное владение базовыми навыками работы с компьютером каждым учеником, спектр которых постоянно расширяется и переходит из области профильных знаний в инвариант предметной области. Ввиду этого учителям необходимо учесть отдельные пробелы в подготовке учащихся, кто в будущем выбирает информатику как область специализации в профильном обучении старшей школы, и прилагать усилия для повышения компьютерной грамотности всех учащихся школы.


Библиографический список
  1. Козлов С. В. Особенности обучения школьников информатике в профильной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 1. – С. 31-35. ART 14006. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14006.htm.
  2. Разина М. В., Баженов Р. И. Разработка методики преподавания темы «Передача информации» в курсе «Информатика и ИКТ» 8 класса // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3927 (дата обращения: 20.11.2014).
  3. Муратова Т. В., Баженов Р. И. О разработке урока по теме «Системы счисления» в курсе информатики и ИКТ 9 класса // Современная педагогика. 2014. № 11. [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/3024 (дата обращения: 28.11.2014).
  4. Лавский С. А., Баженов Р. И. Дидактическая игра по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» // Современная педагогика. 2014. № 11. [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/11/2980 (дата обращения: 21.11.2014).
  5. Кузьменко О. В., Баженов Р. И. Применение системы дистанционного образования «Телешкола» при организации смешанного обучения в преподавании базового курса «Информатика и ИКТ» // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3979 (дата обращения: 26.11.2014).
  6. Козлов С. В. Структура, содержание и специфика вычислительной практики студентов математического профиля направления подготовки «Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/07/7387 (дата обращения: 31.07.2014).
  7. Горбенко А. Ю., Баженов Р. И. Разработка урока по теме «Оптимизационное моделирование» в курсе информатики и ИКТ 11 класса // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3058 (дата обращения: 04.12.2014).
  8. Козлов С. В. Анализ выполнения тестовых заданий части 1 ГИА (ОГЭ) по информатике и ИКТ в 2014 году в контексте организации профильного обучения // Современная педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/10/2756 (дата обращения: 28.10.2014).
  9. Козлов С. В. Анализ выполнения тестовых заданий части 2 ГИА (ОГЭ) по информатике и ИКТ в 2014 году в контексте организации профильного обучения // Современная педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3173 (дата обращения: 07.01.2015).
  10. Максимова Н. А. Развитие логического мышления учащихся с использованием информационных технологий // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 32.
  11. Козлов С. В. Анализ результатов экспериментальной деятельности по изучению основ объектно-ориентированного программирования в школьном курсе информатики // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-3 (38). С. 16.
  12. Козлов С. В. О подготовке школьников к участию в олимпиадах по информатике // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/1/4255 (дата обращения: 14.01.2015).
  13. Козлов С. В. Анализ выполнения тестовых заданий части 3 ГИА (ОГЭ) по информатике и ИКТ в 2014 году в контексте организации профильного обучения // Современная педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/1/3295 (дата обращения: 14.01.2015).
  14. Козлов С. В. Система индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» // Системы компьютерной математики и их приложения. – Смоленск: СмолГУ, 2007. С. 223-225.
  15. Козлов С. В. Особенности применения системы индивидуального тестирования «Комплекс измерения обученности» в школьном курсе информатики // Системы компьютерной математики и их приложения. – Смоленск: СмолГУ, 2008. С. 247-251.
  16. Козлов С. В. Педагогическое проектирование индивидуального тестирования в личностно ориентированной обучающей системе: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 и 13.00.02: защищена 24.05.06: утв. 20.11.06 / Козлов Сергей Валерьевич. – Смоленск, 2006. – 204 с.
  17. Козлов С. В. Педагогическое проектирование индивидуального тестирования в личностно ориентированной обучающей системе: автореферат дис. … канд. пед. наук. – Смоленск, 2006. – 18 с.
  18. Козлов С. В. Основы применения педагогической технологии индивидуального тестирования для формирования оптимальной траектории обучения // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 4 (36). – С. 75.
  19. Киселева О. М. Реализация принципа индивидуализации образовательного процесса с использованием программы «Траектория обучения» // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 41.
  20. Козлов С. В. Программный комплекс «Advanced Tester»: проектирование индивидуальных тестов в автоматизированной информационной системе // Современная педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/09/2696 (дата обращения: 29.10.2014).
  21. Козлов С. В. Методические рекомендации использования автоматизированной дидактической системы индивидуального тестирования // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3702 (дата обращения: 23.10.2014).
  22. Козлов С. В. Актуальные вопросы использования адаптивных информационно-образовательных систем в профильной школе // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 сентября2013 г.: в 34 частях. – Ч. 21. – Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2013. – С. 48-51.
  23. Козлов С. В. Анализ результатов участия учащихся в дне науки по информатике в контексте организации профильного обучения // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 4 (32). – С. 16.
  24. Козлов С. В. Организация обучения информатике в профильной школе с использованием инновационных образовательных систем // Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии: Сборник трудов седьмой ежегодной межрегиональной научно-практической конференции. – Смоленск: СПЭК, 2014. – С.71-73.


Все статьи автора «Козлов Сергей Валерьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: