В современном мире количественные и качественные характеристики информации, формы работы с ней кардинально изменились. Ритм жизни, темпы совершенствования технических и технологических процессов, глобализация, появление продуктов виртуальной реальности создали «цифровое» поколение молодежи [1]. Общество переживает новый этап своего развития, обусловленный электронно-информационной революцией [2]. Меняющиеся условия оказывают решающее воздействие на все сферы общественной жизни [3]. Информационно-коммуникационные технологии имеют широкое и многоаспектное воздействие на общество, экономику, культуру и образование. Иноязычное образование не является исключением из общего процесса модернизации. Изобретение компьютеров послужило переломным моментом в преподавании иностранного языка[4].
Интенсивно развивающиеся в начале 21 века интеграционные процессы, расширение и углубление международного сотрудничества актуализируют вопросы иноязычного образования выпускников высшей профессиональной школы в нашей стране [5]. Сегодня английский является доминирующим языком [6]. Конкурентоспособность специалиста определяется способностью решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации [7].
Процесс обучения иностранному языку необходимо строить с учетом современных потребностей общества и новых условий [8]. Представляется, что многие актуальные задачи современного иноязычного образования могут быть успешно решены лишь путем интеграции в учебный процесс новых компьютерных и информационно-коммуникационных технологий. При этом необходимо отметить значимость проблемы организации самостоятельной работы учащихся [9].
Обществу сегодня нужна личность, обладающая набором необходимых профессионально значимых компетенций, умеющая самостоятельно действовать в нестандартных ситуациях [10], работать в разных (меняющихся) группах, владеющая навыками самообразования [11].В соответствии с решениями Болонской декларации отмечается тенденция значительного повышения роли самообразования, самовоспитания, самоуправления и самооценки обучающихся в учебном процессе[12].
Использование интернет – ресурсов помогает сделать процесс обучения более индивидуальным и позволяет организовать самостоятельное изучение языка с учётом способностей, уровня обученности и склонностей учащихся [13].
Совершенно очевидно, что уровень языковой подготовки студентов станет значительно выше, если большую часть информации, которую они получают привычными, традиционными способами (телевидение, книги, Интернет, радио), они будут получать на иностранном языке. Во-первых, это способствует тому, что учащиеся привыкают воспринимать иностранный язык как средство получения информации, а не как самоцель. Такое отношение к языку именно как к средству коммуникации представляется наиболее предпочтительным, поскольку при нём студентами ощущается практическая польза, которую приносят им полученные знания.[14] Во-вторых, работа с такими материалами позволит со временем воспринимать иностранный язык как нечто повседневное, что поспособствует преодолению языкового барьера и повышению уверенности в себе. Как известно, с точки зрения коммуникативного обучения иностранным языкам, снятие психологического языкового барьера – основная задача [15].
Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной всемирной сетью, учащийся начинает осознавать реальную значимость изучаемого языка. Приходит понимание, что реальное общение возможно уже сейчас. Интернет дает возможность получить и изучить аутентичные материалы, более того, всемирная сеть располагает новейшими источниками; мы имеем дело с так называемым «живым языком»[16]. Интернет предоставляет широкие возможности для самостоятельного тренинга различных языковых навыков и речевых умений, обеспечивает эффективную языковую подготовку обучаемых[17].К довершению всего, компьютер лояльно относится к учащимся, позволяет им чувствовать себя комфортно. Здесь всегда можно выбрать посильный уровень работы и постепенно, по своему индивидуальному графику, перейти от простого к более сложному [18].
В учебном процессе функции преподавателя и обучающегося переплетены и взаимно дополняют друг друга. Поэтому компьютеризированные средства, имитирующие роль обучающего, могут одновременно являться инструментом деятельности обучающегося. Например, справочно-информационные сети могут одновременно выполнять информативную функцию преподавателя и являться инструментом информационной поддержки обучающегося. Функции инструмента деятельности и обучающего, и обучающегося выполняют компьютерные средства общего назначения, которые не предусматривают выполнения задач обучения. Сюда относятся текстовые редакторы, обеспечивающие техническую поддержку процесса обучения, различные программы типа баз данных и информационные ресурсы Интернет, с помощью которых преподаватели и обучающиеся могут получить актуальную и исчерпывающую информацию по интересующим их проблемам, электронная почта, выполняющая функцию аутентичной письменной коммуникации, разнообразные форумы, видеоконференции, чаты [19].
В силу того, что организация самостоятельной работы студентов по иностранному языку направлена на выполнение различных видов деятельности, имеющих коммуникативно-ориентированную направленность, то есть обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать обучаемых в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию, ее успех определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем со стороны преподавателя за их выполнением, а также оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих затруднений.
Мы придерживаемся типологизации упражнений, предложенной Васляевой М. Ю .Подобная система направлена не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и последующее воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение ими в процессе активной познавательной и практической деятельности языку посредством использования ресурсов Интернет.
Итак, рассмотрим ряд упражнений для организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку посредством использования ресурсов Интернет (Тематика упражнений-“ Modern cinema”) :
1) Чат-технологии - Поучаствуйте в чате, в котором обсуждается недавний сенсационный фильм.
2) Видеоконференции – Обсудите с партнером шедевры современного кино.
3) Блоги- Работая в группе, разработайте презентацию (ролик) современного фильма. Разместите ваш ролик в блоге и обсудите его с посетителями блога.
4) Электронная почта- Расскажите партнеру по переписке историю кинематографа в вашей стране. Попросите партнера рассказать об истории кинематографа в его стране.
5) Списки рассылки – Подпишитесь на списки рассылки на тему «Современное кино». Расскажите в аудитории о последних новостях в этой области. Создайте свой список рассылки с рейтингом популярных фильмов в вашем городе (стране).
6) Форумы – Найдите форум, где обсуждается фильм недавно вышедший в прокат. Примите участие в обсуждении и поделитесь своими впечатлениями. Проанализируйте мнения участников форума и расскажите в аудитории [20].
Подобные задания носят неформальный характер, вызывают положительные эмоции, а вместе с ним интерес, что позволяет овладеть лексикой, грамматикой на более высоком уровне активизации мыслительной деятельности [21].
Итак, мы можем прийти к выводу, что использование компьютерных средств в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность, активизирует познавательный интерес обучаемых, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.
Применение компьютерных технологий обучения влечет за собой решение новых дидактических задач, связанных с разработкой, внедрением и обоснованием новых методов преподавания.
На смену открытому инструктажу приходит исследование. Исследование особо продуктивно, если оно осуществляется на базе современных компьютерных технологий. Использование Интернет- ресурсов в организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку имеет ряд преимуществ, среди которых: возможность для изучения иностранных языков в индивидуальном режиме, в соответствии с интересами и целями каждого студента; повышение самостоятельности и ответственности в создании подлинной языковой среды на основе интенсивного общения с носителями языка; доступ к аутентичной литературе; прослушивание оригинальных текстов; развитие критического мышления, а также творческого потенциала обучаемых. Следовательно, можно говорить об эффективности применения ресурсов Интернет в организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку; такая форма работы отвечает как поставленной цели, так и основной цели иноязычного образования[22] (то есть развитию и формированию коммуникативной компетенции)[23].
Библиографический список
- Болотова С. Г. Использование информационных технологий при изучении иностранных языков в среднем профессиональном образовательном учрежденииИнформационные технологии для Новой школы. Мат-лы VI Международной конференции. Том 3. – СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2015.-c.11
- Демина С.А. Основные характеристики технологий в социально-педагогической деятельности // Современная педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/05/4196
- Демина С.А. Актуализация образовательного потенциала культурного наследия в современном культурно-образовательном пространстве // Современная педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/03/2149
- Устинина Г.Ф. Использование видеоматериалов на занятиях иностранного языка как средство формирования навыков межкультурной коммуникации // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/03/2469
- Валеева Р.З. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1. С. 143-147.
- Зубкова Г.И. ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИА // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-2 (111). С. 350-354
- Устинина Г.Ф. Формирование творческих компетенций студентов как фактор создания модели профессионально адаптированной личности будущего специалиста. // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4780
- Устинина Г.Ф. Обучение письменным формам делового общения/Г.Ф. Устинина//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. -2010.-№3.-С.113-117.
- Новгородова Е.Е. Определение содержания самостоятельной работы студентов по иностранному языку с учетом их специальности // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2850
- Устинина Г.Ф. Развитие творческой активности студентов средствами иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/10969
- Болотова С. Г. Использование информационных технологий при изучении иностранных языков в среднем профессиональном образовательном учреждении //Информационные технологии для Новой школы. Мат-лы VI Международной конференции. Том 3. – СПб.: ГБОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2015.-c.11
- Кириллова А.И. Метод презентаций как организация самостоятельной исследовательской деятельности студентов при изучении иностранных языков // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4944
- Полковниченко Н.С. Интернет на уроках иностранного языка. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/02/10/internet-na-urokakh-inostrannogo-yazyka
- Флеров О.В. Основные принципы самостоятельной работы студентов в ходе их лингвистической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3460
- Флеров О.В. Основные принципы самостоятельной работы студентов в ходе их лингвистической подготовки // Современная педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3460
- Новгородова Е.Е. Использование современных Интернет-ресурсов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4941
- Сатарова Л.Х. Обучение межкультурному общению в поликультурной библиотеке // Современная педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3392
- Полковниченко Н.С. Интернет на уроках иностранного языка. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2015/02/10/internet-na-urokakh-inostrannogo-yazyka
- Аверкиева Л. Г., Чайка Ю. А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК, WEB CT) ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ. / Филологические науки. Вопросы теории и практики.Тамбов: Грамота, 2011. № 1 (8). C. 12
- Васляева М. Ю. Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов [Текст] / М. Ю. Васляева // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 244-250.
- Галиаскарова Н.Г. Интенсификация учебно-творческой деятельности студентов на занятиях по иностранному языку // Современная педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/04/4247
- Васляева М. Ю. Модель организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка с использованием Интернет-ресурсов [Текст] / М. Ю. Васляева // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 244-250.
- Устинина Г.Ф. Интернет-технологии как средство активизации познавательного интереса учащихся // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3661