Педагогическое моделирование как педагогический конструкт и продукт эволюции антропосреды и ноосферы определяет множество ресурсов и возможностей повышения качества решения задач педагогической деятельности в работе педагога, первым примером, который мы отразим – будет пример детерминации педагогической деятельности в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре [1], качество решения задач детерминации педагогической деятельности определяется условиями и спецификой сформированности культуры самостоятельной работы личности педагога.
В системном поиске оптимальных возможностей развития личности феномен культуры самостоятельной работы [8, 24, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 55] определяет в уровневой модели через возможность качественного решения задачи развития личности педагога и обучающегося, качество решения задачи определяется на втором уровне сформированности культуры самостоятельной работы педагога – индивидуальном, определяющем педагогическое моделирование именно тем новообразованием в развитии личности, которое позволяет качественно решать задачи развития личности обучающегося и саморазвития педагога, включенного в систему непрерывного образования.
Теория и практика использования педагогического моделирования как основного конструкта реализации идей планирования развития и организации оптимально построенных отношений в педагогической практике и педагогической деятельности в нашей ситуации будет рассмотрена в следующих системных единицах детерминации качества использования педагогического моделирования в формировании и развитии профессионального мастерства педагога по физической культуре, включенного в систему непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений:
- детерминация понятий, непосредственно связанных с развитием личности обучающегося, основы построения которого лежит в ситуативном выборе педагогом качественных решений и поэтапных условий достижения личностью обучающегося необходимого уровня сформированности потребностей в здоровом образе жизни и активности с использованием физического воспитания и физической культуры [1, 3, 5, 6, 9, 17, 44, 48, 50, 51, 53, 61, 75, 77];
- детерминация понятий локального уровня воспроизводства и фасилитации выбора решений педагогом в оптимально детерминируемых и верифицируемых условиях развития личности через физическое воспитание и культуру [3, 49, 50, 52, 56, 58];
- детерминация понятий узкого смысла детерминации и мезоуровневого построения моделей воспроизводства и фасилитации выбора решений педагогом в оптимально детерминируемых и верифицируемых условиях развития личности через физическое воспитание и культуру [3, 24, 25, 27, 79];
- детерминация понятий широкого масштаба и локального уровня воспроизводства и фасилитации выбора решений педагогом в оптимально детерминируемых и верифицируемых условиях развития личности через физическое воспитание и культуру [3, 5, 6, 8, 12, 14, 20, 26, 38, 59, 76];
- детерминация категориального аппарата развития личности в модели адаптивного знания [13, 16, 18, 23, 40, 46, 57, 60, 70, 71, 76];
- детерминация категориального аппарата развития личности в модели акмепедагогического знания [15, 17, 18, 30, 36, 37, 39, 44, 45, 46, 47, 64, 67];
- детерминация категориального аппарата педагогической науки и системы непрерывного образования [7, 11, 19, 33, 34, 35, 42, 45, 46, 64, 72];
- детерминация категориального аппарата педагогической науки, построенного в соответствии с условиями и возможностями педагогической методологии [2, 5, 20, 21, 28, 29, 30, 33, 44, 68, 78];
- детерминация понятий, непосредственно связанных с формированием и развитием личности педагога по физической культуре [4, 5, 10, 63, 78];
- разработка моделей классных часов и часов общения в структуре изучения курсов современной педагогики и прохождения педагогической практики [65, 69];
- разработка анкет, обеспечивающих качественное исследование основ и особенностей тех или иных педагогических процессов или продуктов развития личности в системе образования [66, 73];
- моделирование и реализация педагогической технологии в работе педагога по физической культуре [18, 19, 21, 22, 31, 32, 43, 44, 45, 62, 73] и пр.
Итак, педагогическое моделирование в работе педагога по физической культуре в модели профессионального образования позволяет будущим педагогами уточнять словесно-логические модели, т.е. уточнять категориальные единицы педагогической деятельности педагога по физической культуре и педагогики как науки в целом; определять модели, непосредственно связанные с выполнением профессионально-трудовых отношений (разработка структуры и содержания уроков, занятий, классных часов, программ воспитания, обучения, социализации, самореализации, адаптации и пр.).
Определим педагогические конструкты в решении задач оптимизации педагогического моделирования в работе педагога по физической культуре, выделим широкий, узкий и локальный смыслы построения основ педагогического моделирования в работе педагога по физической культуре.
Педагогическое моделирование в работе педагога по физической культуре (широкий смысл) – система построения основ научного и научно-теоретического поиска в выборе наиболее удобных моделей, гарантирующих педагогу-исследователю объективно высокое качество решения задач научного исследования, построение программ и технологий, концепций и практико ориентированных систем, направленных на позитивное определение основ развития личности обучающегося, способности которых и уровень здоровья могут послужить типологией для выбора условий и практики решения задач развития обучающегося в системе непрерывного образования, гарантией качества работы (профессионально-трудовых отношений) педагога по физической культуре будут здоровьесбережение, продуктивность, гуманизм, толерантность; гарантией качества развития личности обучающегося будут учет возрастосообразности, гендерного аспекта развития, физического развития, сформированных потребностях в двигательной активности и культуре здоровья; гарантией качества развития системы образования и спорта будут объективность, гибкость, достоверность, научность, целостность, системность, наглядность, практико ориентированность, персонификация и акмеверификация качества определяемых и решаемых задач в системе непрерывного образования.
Педагогическое моделирование в работе педагога по физической культуре (узкий смысл) – процесс формирования образов и смыслов, гарантирующих программирование и проектирование, определение и детализацию основ развития личности в модели физического воспитания, физической культуры, здоровьесберегающей педагогики и конкурентоспособных отношений, в единстве систематизирующих особенности решения задачи «хочу, могу, надо, есть» в микро-, мезо-, макроуровневом выборе личности и общества.
Педагогическое моделирование в работе педагога по физической культуре (локальный смысл) – процедура верификации истинности выбора инструментов и средств оптимизации условий развития личности через детерминируемые ресурсы построения алгоритмов, программ, средств и методов педагогической деятельности, гарантирующих педагогу по физической культуре частно-предметное решение задач развития личности обучающегося на уроках физической культуры.
Педагогическое моделирование в работе педагога по физической культуре может быть в иерархии уровней определено через следующие ступени:
- Уровень описания проблем и задач педагогической деятельности.
- Уровень детерминации понятий.
- Уровень детерминации системы принципов и педагогических условий.
- Уровень детерминации педагогических средств, гарантирующих качественное решение задач развития обучающегося (выбор формы организации занятия и разработка всех составных плана-конспекта занятия по физической культуре или воспитательной работы с обучающимися).
- Уровень разработки организационно-педагогической формы организации педагогической деятельности и/или педагогического взаимодействия с обучающимися и их родителями.
- Уровень разработки педагогической технологии в работе педагога по физической культуре.
- Уровень разработки научного исследования (выпускная квалификационная работа, кандидатская диссертация, докторская диссертация).
- Уровень разработки целостного программно-педагогического сопровождения организации уроком / занятий физической культурой и спортом в модели непрерывного образования.
Педагогическое моделирование определяется в своем качестве через следующие особенности реализации поэтапного развития личности педагога и обучающегося:
- Целостное понимание важности решения научного исследования в работе педагога, включённого в системный выбор надлежащего уровня и способа качества решения задач развития личности в иерархии формируемых образов, смыслов, приоритетов здоровьесбережения, персонификации и продуктивного самоутверждения.
- Сформированность потребности и реализуемость в структуре организуемых педагогом по физической культуре уточнённых, модифицированных и инновационных форм организации педагогического взаимодействия в конструктах и моделях категориально-функциональных единиц целостного педагогического процесса (имеется в виду – воспитание, обучение, развитие, образование, социализация, адаптация, самовоспитание, самообучение, саморазвитие, самообразование, самоопределение, самосовершенствование, самоутверждение, самоактуализация, самореализация, здоровьесбережение, формирование, просвещение и пр.).
- Включенность личности в систему детерминант и конструктов современного образования, определяющего в рейтинге педагога высшие достижения и персонифицированные решения как ресурсы саморазвития и самосохранения личности культуры, деятельности и педагогической практики.
- Персонифицированное общение, администрирование и мониторинговая визуализация качества контроля за развитием личности обучающегося и педагога в системе непрерывного образования.
- Формирование потребности в труде, развитии, самовыражении, сотрудничестве и поддержке слабого.
- Готовность педагога быть включенным в проектную работу и ГРАНТ-овую систему конкурентоспособных форм сотрудничества и самоутверждения.
- Выбор продуктивного обучения и сотрудничества взамен репродуктивным формам взаимодействия и пр.
Функции педагогического моделирования:
– системность научного поиска и оптимальность выбора условий и моделей развития педагогически обусловленного процесса и продукта жизнедеятельности личности;
- последовательность развития в модели самореализации и социализации, определяющих способность личности к социальным возможностям продуктивного взаимодействия и общения, предопределяющих повышение уровня культуры в модели развития как личности, так и общества в целом;
- достоверность и конгруэнтность преобразований словесно-логических моделей в решении задач педагогической деятельности и общения;
- возрасто-, гендерно и культуросообразные основы самовыражения личности в поле реализуемых стратегий поведения и деятельности;
- персонификация и унификация социально-педагогического и профессионально-педагогического взаимодействия в решении задач развития и саморазвития, самоутверждения и общения, сотрудничества и самовыражения;
- взаимообмен и взаимодополнение, верификация и обновление научного знания и научной картины мира личности, включенной в систему непрерывного образования и профессионально-трудовых отношений;
- оптимизация звеньев всех педагогически обусловленных процессов и явлений, процедур и механизмов, систем и стратегий, моделей и тактик и пр.;
- организационно-мотивационное проектирование будущего педагогов в макро-, мезо-, микрогрупповых отношениях;
- деятельностно-проективное побуждение педагога к решению на креативном уровне профессионально-трудовых задач в модели развития и самореализации, общения и социализации, взаимодействия и сотрудничества;
- социально-реабилитационное и коррекционно-психотерапевтическое решение задач развития личности в системе реализации идей и ценностей гуманизма и толерантности;
- здоровьесберегающая и мотивационно-стимулирующая работа педагога по реализации идей и ценностей педагогики сотрудничества, педагогики культуры и педагогики деятельности;
- инновационно-коммуникативная и практико-детерминационная основа построения основ работы педагога в поликультурном образовательном пространстве и пр.
Педагогическое моделирование – важная основа построения качественного развития личности в модели непрерывного профессионально-педагогического образования. Именно педагогическому моделированию в структуре изучения курса «Практическая педагогика отводится большее количество аудиторной нагрузки и часов, отводимых на самостоятельною работу студентов. В следующих работах мы рассмотрим построение организационно-воспитательной работы с обучающимися, где педагогическое моделирование определит различные уровневые модели включения обучающегося в систему ресурсов и условий персонифицированной социализации и самореализации личности, определяющих адаптивные и акмепедагогические формы базовым условием свободы выбора и свободы принятия решений.
Библиографический список
- Захарова Д.В., Похоруков О.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации педагогической деятельности в структуре подготовки будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/17241
- Алеев Е.М., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Исторический подход в моделировании категориального аппарата современной педагогики как ресурс оптимизации и профессионального становления педагога // Психология, социология и педагогика. 2016. № 3. С.17-23.
- Алеева Т.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Специфика педагогического моделирования в уточнении категории «воспитание» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 3. С.20-30.
- Балакин И. В., Свинаренко В. Г., Стройкина Л. В. Педагогическое моделирование как продукт эволюции педагогической деятельности // Инновационные исследования : проблемы внедрения результатов и направления развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Омск, 13 октября 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.146-147.
- Барсукова Д.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Педагогическая деятельность как модель и категория современной педагогики // Психология, социология и педагогика. 2017. № 2. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/02/7779
- Белинская А.В., Козырева О.А. Здоровьесбережение в конструктах современного педагогического моделирования и педагогической деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14919
- Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Теория и практика исследования качества моделирования категориального аппарата современной педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66552
- Бойкова И. В. Детерминация и возможности формирования культуры самостоятельной работы студента техникума как продукт самоидентификации и самореализации личности // European Social Science Journal. 2016. № 5. С.162-168.
- Бондаренко Е.В., Лапыгина Е.В., Логинова Н.В. Возможности использования педагогического моделирования в решении задач педагогической деятельности // Современная педагогика. 2017. № 3. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/03/6845
- Гуляев Е.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности и практика моделирования и уточнения категории «воспитание» в подготовке будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2. С.56-64.
- Захаров А.В. Социализация обучающегося, занимающегося спортивным туризмом // Современная педагогика. 2017. № 3. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/03/6857
- Зубанов В.П., Каминский В.В., Свинаренко В.Г. Особенности решения задач педагогического моделирования в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Современная педагогика. 2016. № 6. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5650
- Зубанов В.П., Макарова Л.Н., Корниенко Е.Д. Адаптивная педагогика как продукт и условие гуманизации современного образования и культуры // Интернетнаука. 2016. № 6. С. 317-326. DOI:10.19075/2414-0031-2016-6-317-326
- Зубанов В.П., Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г. Моделирование в структуре детерминации категории «социализация» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. С.605-616.
- Зубанов В.П., Свинаренко В.Г., Гуляев Е.А. Особенности использования основ педагогического моделирования в профессиональной подготовке будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.165-175.
- Иноземцева Е.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Адаптивная педагогика в решении задач формирования гуманизма и самореализации личности // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78661
- Киндлиб Я.О., Федотова В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности продуктивного становления педагога по физической культуре в системе оптимизации решения задач педагогического моделирования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66563
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в адаптивном изучении курса «Практическая педагогика» на примере раздела «Педагогическое проектирование» // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5182
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Некоторые особенности технологии системно-педагогического моделирования в моделировании научной публикации у будущих педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13574
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13512
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе использования технологии системно-педагогического моделирования в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61223
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика и возможности педагогического моделирования в процессе изучения педагогами-аспирантами курса по выбору «Педагогическое моделирование в высшем образовании» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61222
- Козырев Н.А., Козырева О.А., Свинаренко В.Г. Изучение факультатива «Инновационная педагогика» в модели адаптивного знания в подготовке обучающихся по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленности (профиля) подготовки – 13.00.08 Теория и методика профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61189
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций категории “воспитание” как средство формирования культуры самостоятельной работы // Вестник педагогических инноваций. 2009. №3 (19). С.68-83.
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий психолого-педагогической антропологии как средство формирования профессионально-педагогической культуры // Вестник педагогических инноваций. 2008. №4. С. 137-152.
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога : монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с.
- Козырева О. А. Моделирование дефиниций современной профориентологии как средство формирования и развития профессионально-педагогической культуры // Вестник педагогических инноваций. 2008. № 2 (14). С.7-22.
- Козырева О. А. Моделирование как метод и средство формирования и развития культуры самостоятельной работы у студентов-педагогов и педагогов-психологов // Вестник Вологодского государственного педагогического университета. 2007. №2. С.126-139.
- Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. Новокузнецк : КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2007. 627 с. [+CD].
- Козырева О. А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. №2. С. 92-102.
- Козырева О. А. Моделирование уровневой технологии обучения как средство формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов педагогической академии // Сибирский педагогический журнал. 2010. №7. С.192-203.
- Козырева О. А. Моделирование уровневой технологии обучения как средство формирования и развития культуры самостоятельной работы студентов педагогической академии // Сибирский педагогический журнал. 2010. №6. С.313-323.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488. DOI:10.19075/2414-0031-2016-5-478-488
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации // Современная педагогика. 2014. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/12/3166
- Козырева О.А. Некоторые модели формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в системе непрерывного профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/53106
- Козырева О.А. Педагогическое моделирование в структуре изучения курса «Практическая педагогика // Интернетнаука. 2016 №7. С.134-145. DOI:10.19075/2414-0031-2016-7-134-145
- Козырева О.А. Специфика использования педагогического моделирования в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Территория науки. 2016. № 3. С.32-35.
- Козырева О.А., Васильев Д.С. Педагогические конструкты и конструкторы в моделировании и уточнении определений категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66179
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Виды и модели современного обучения в структуре образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13554
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Конструктор принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Педагогика» // Интернетнаука. 2016 №9. С.55-62. DOI:10.19075/2414-0031-2016-9-43-50
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13555
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Саморазвитие личности в системе непрерывного образования // Интернетнаука. 2016. №9. С.63-71. DOI:10.19075/2414-0031-2016-9-51-59
- Козырева О.А., Козырев Н.А., Логачева Н.В. Технология системно-педагогического моделирования в структуре изучения курса «Научная работа обучающихся образовательных организаций» // Интернетнаука. 2016. №11. С.97-118. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-97-118
- Козырева О.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Инновационная педагогика в модели современного образования // Интернетнаука. 2016. № 10. С.178-192. DOI:10.19075/2414-0031-2016-10-178-192
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.
- Кононцова Я.С. Некоторые возможности педагогической поддержки будущего педагога в моделировании первой научно-педагогической публикации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56478
- Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности педагогического моделирования в организации научной работы будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human.snauka.ru/2015/08/12250
- Коншина Н. С., Золотухина А. А., Дорошенко А. Г., Козырева О. А. Здоровьесберегающая педагогика в новой школе // Наука и молодежь : труды Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Новокузнецк : СибГИУ, 2010. С. 57-60.
- Креган А.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования в воспитательной работе педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5596
- Крестинина Л.В., Козырева О.А. Педагогическая деятельность в решении задач педагогического моделирования и сотрудничества // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/10/72116
- Кузьмищева А. С. Педагогическая деятельность в конструктах современного педагогического моделирования // Научные преобразования в эпоху глобализации : сб. ст. Межд. науч.-пр. конф. (Курган, 20 мая 2016 г.) : в 4 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.89-91.
- Ларин Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Социализация как продукт развития личности в модели современного образования // Современная педагогика. 2017. № 1. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6646
- Макарова Л. Н., Козырева О. А. Практика моделирования дидактических тестов будущими педагогами по ФК в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Инновации в науке, производстве и образовании : сб. тр. Междун. науч.-практ. конфер., 14–16 окт. 2013 г. Рязань : изд-во Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2013. С. 357-360.
- Макарова Л.Н., Инкина С.Г., Козырева О.А. Возможности оценки сформированности компетенций в модели летней педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «44.03.01 – Педагогическое образование» // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12819
- Макарова Т. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. № 3. С.128-132.
- Миллер В. И. Педагогическое моделирование в решении задач социализации личности // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Челябинск, 3 октября 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.163-164.
- Михалев И.А., Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю. Педагогическое моделирование в детерминации определений категориального аппарата современной педагогики // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12721
- Мусохранов К.Э., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые аспекты развития личности в модели современного образования // Психология, социология и педагогика. 2017. № 1. URL: http://psychology.snauka.ru/2017/01/7662
- Перегудова Н.В., Похоруков О.Ю., Протопопов Е.В. Специфика использования педагогического моделирования в работе с будущими педагогами по физической культуре // Интернетнаука. 2016.№10.С.166-177.DOI:10.19075/2414-0031-2016-10-166-177
- Подсадник И.Г., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Специфика использования педагогического моделирования в решении задач детерминации понятийного аппарата в современной педагогике // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2016/09/16105
- Прокудин Р.Б., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности детерминации категории «педагогическая деятельность» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 1. URL: http://human.snauka.ru/2017/01/19192
- Радостев А.Н., Козырева О.А. Моделирование и проектирование педагогической технологии социализации и самореализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современная педагогика. 2016. № 4. С.33-38.
- Рау Н. А. Возможности педагогического моделирования в уточнении категории «самореализация» // Инновационная наука. 2016. №8-2. С.178-179.
- Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Педагогическое моделирование как метод современного научно-педагогического исследования и уточнения продуктов интеллектуального развития личности // Современная педагогика. 2016. № 3. С.6-11.
- Сапегин И.И., Козырева О.А. Возможности воспитательной работы в модели организации классных часов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/69742
- Сапегин И.И., Козырева О.А., Коновалов С.В. Анкетирование в модели исследования качества социализации обучающихся, занимающихся хоккеем // Интернетнаука. 2016. №11. С.132-147. DOI:10.19075/2414-0031-2016-11-132-147
- Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Козырева О.А. Педагогическое моделирование в структуре детерминации и уточнения категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/69804
- Свинаренко В.Г., Зубанов В.П., Алеева Т.А. Специфика и продуктивность использования педагогического моделирования в подготовке будущего педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 3. С.64-78.
- Свинаренко В.Г., Зубанов В.П., Сырбу В.П. Особенности профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре в моделировании и апробации форм современной воспитательной работы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2. С.710-718.
- Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивная педагогика как ресурс гуманизации образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61930
- Свинаренко В.Г., Козырев Н.А., Козырева О.А. Адаптивное знание в модели профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/61923
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Свинаренко В.Г., Похоруков О.Ю., Содиков А.С. Педагогические технологии моделирования и проектирования анкет в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 8. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5906
- Старостин И.О., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Особенности исследования качества моделирования категории «социализация» в профессиональной подготовке педагогов по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5597
- Стрига Д.Д., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Детерминация категории «педагогическая деятельность» будущими педагогами по физической культуре в структуре изучения курса «Введение в педагогическую деятельность» // Современная педагогика. 2017. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/02/6729
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
- Усольцева Н.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Практика детерминации категории «педагогическая деятельность» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2. URL: http://human.snauka.ru/2017/02/20956
- Ушакова О. Г. Детерминация как конструкт педагогического моделирования // Инновационная наука. 2016. №8-2. С.191-192.
- Южаков И.А., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Моделирование детерминаций категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5613